Новый завод ГК «Русская кожа», открывшийся в городе Заринске Алтайского края, стал четвертым кожевенным предприятием компании; его мощности позволяют переработать 600 тонн сырых шкур в месяц (7,2 тыс. тонн в год) и выпустить 100 тыс. квадратных метров кожевенных материалов. В проект инвестировано 2,1 млрд рублей, при этом компания получила комплексную поддержку от региона, субсидии Минпромторга в размере 281,5 млн рублей на приобретение оборудования по льготному лизингу и льготный заем в 640 млн рублей под пять процентов годовых от Фонда развития моногородов.
«Русская кожа» — лидер кожевенной отрасли, заводы компании расположены как в России, так и за рубежом (в Испании и Китае), ее доля составляет не менее 35%, а с выходом на полную мощность завода в Заринске, по оценке аналитика ГК «Финам» Алексея Калачева, вырастет до 40–50%. В самой компании ожидают, что помимо наращивания объемов производства смогут повысить конкурентоспособность отечественной кожи на рынках Юго-Восточной Азии, так как сократят логистику почти в пять раз. «Если сегодня из Рязани, где расположено наше головное предприятие, кожа доставляется в Китай за 60 суток, то из Заринска будет доезжать за десять суток», — отмечает председатель совета директоров ГК «Русская кожа» Игорь Сурин.
В поисках сырых шкур
Впрочем, одним из главных мотивов строительства нового завода «Русской кожи» на Алтае стало решение проблемы сырья. Несмотря на субсидирование сельского хозяйства и появление крупных холдингов в животноводстве, поголовье крупного рогатого скота в России ежегодно сокращается на 1,5–3,0%, и, по прогнозу Минсельхоза, ситуация в ближайшие годы в лучшую строну не изменится. А это значит, что кожевенная отрасль будет испытывать нехватку сырых шкур при сохранении высоких цен на качественное сырье, доля которого не превышает 25–30% от заготовки. В Российском союзе кожевников и обувщиков (РСКО) подсчитали, что потребность промышленного производства в кожевенном сырье составляет порядка 210 тыс. тонн (30 млн кв. м), а фактическая обеспеченность сырьем, с учетом потерь и экспорта сырых шкур, составляет 130 тыс. тонн (20 млн кв. м), дефицит — около 40%. При этом российские кожевники перерабатывают практически все отечественное сырье с максимальной эффективностью, используя второй и третий слои шкуры и поставляя на рынок готовую кожу и кожу-краст (натуральная кожа без лицевой отделки). Увеличить сырьевые ресурсы за счет импорта производители кож тоже не могут по ряду причин: из-за запрета правительствами многих стран вывоза кожевенных ресурсов, высоких цен на качественные шкуры в странах ЕС и Америке — они на 30–40% выше российских, жестких ветеринарных требований Таможенного союза при ввозе сырых шкур и отказа зарубежных поставщиков следовать им.