Мировой автопром переживает очередное крупное слияние: итало-американская корпорация Fiat Chrysler Automobiles (FCA) договорилась об объединении с группой Peugeot Citroën (PSA Groupe).
Уже официально объявлено, что слияние произойдет на равных условиях: акционеры каждой компании будут владеть половиной акций новой объединенной группы. Стороны обещают, что на 80% свои активы они объединят в течение четырех лет, процесс слияния завершится через семь лет, стоимость этих мероприятий участники оценивают в 2,8 млрд евро. В результате, как заявляют представители объединяемых компаний, должен появиться четвертый по величине мировой автомобильный концерн (после Toyota, Volkswagen и Renault–Nissan) с ежегодным объемом продаж 8,7 млн автомобилей, совокупной выручкой 170 млрд евро и регулярной операционной прибылью 11 млрд.
На первый взгляд амбиции потеснить на мировом автомобильном подиуме даже такого гиганта, как General Motors, у нового концерна выглядят оправданными. FCA и PSA совместно владеют 15 автомобильными марками — в частности, у первой весьма внушительны позиции в США с продажами машин Jeep, RAM, Chrysler, Dodge. PSA, в свою очередь, сильна в Европе с марками Peugeot, Citroën, Opel, Vauxhall. Если простым сложением объединить нынешние объемы продаж двух компаний, то вместе взлететь на четвертое место в общемировом зачете у них получится уже сейчас. Однако проблема в том, что обе компании выглядят отстающими в сфере современных технологий мобильности. Например, доля гибридов и электрокаров в модельном ряду PSA составляет ничтожные 0,2%, у FCA — только 1,4%.
В свете глобальных изменений, происходящих в мировом автопроме, где грядет новая волна жестких экологических ограничений и ожидается, что начнут доминировать электромобили (см. «Другая мобильность. И это не бла-бла», «Эксперт» № 42 за 2019 год), будущее FCA и PSA выглядит похожим на езду в сильную гололедицу. Как у Fiat Chrysler, так и у Peugeot Citroën репутация если не «лузеров», то компаний отстающих и не умеющих вписываться в крутые повороты изменяющейся конъюнктуры рынка. Многострадальный Chrysler в конце 1990-х пробовал быть частью немецкого концерна Daimler, и последний избавился от него с большими убытками. Позже Chrysler чуть не обанкротился в кризис 2008 года и сумел все же в 2009-м попасть под крыло Fiat, который сам за несколько лет до этого, в середине 2000-х, был на грани финансового краха. PSA, в свою очередь, чуть не прекратил свое существование в 2012–2014 годах, когда у компании образовались миллиардные долги и только вмешательство французских властей с предоставлением группе государственных гарантий и дополнительных финансовых влияний позволило ей не оказаться в кювете.
Новый альянс сможет успешно проскочить в новое светлое автомобильное будущее только при условии жестких и решительных действий по реформированию собственной структуры, внедрению новых технологий и обновлению своих платформ и модельного ряда. В принципе, с этим может справиться уже названный гендиректор объединения Карлос Таварес — новая звезда менеджмента мирового автопрома, воспитанник легендарного бывшего главы Renault–Nissan Карлоса Гона, который в 2014 году возглавил группу PSA и энергичными мерами смог вытащить компанию из тяжелейшего кризиса. Остается только пожелать, чтобы карьера главы нового альянса не завершилась, как у его учителя Карлоса Гона, который до сих пор сидит в японской тюрьме.