Городской транспорт: в Петербурге поехал «водородный» трамвай
В Санкт-Петербурге успешно прошли ходовые испытания действующего макета трамвая на водородных топливных элементах. «Водородный» трамвай построен в производственном депо «Горэлектротранса» на основе разработки инженеров филиала ЦНИИ СЭТ ФГУП «Крыловский государственный научный центр». Это первое в России транспортное средство на водороде. Программа испытаний предусматривала возможность работы трамвая как под контактной сетью с поднятым токоприемником, так и в режиме автономного хода с использованием водородных топливных элементов, что в перспективе позволит продлевать существующие трамвайные линии без строительства контактной сети (по аналогии с троллейбусами с увеличенным автономным ходом).
Поддержка промышленности: против импорта и за экспорт
Фонд развития промышленности одобрил выделение льготных займов на общую сумму свыше 1,5 млрд рублей четырем проектам, нацеленным на импортозамещение и экспорт продукции. «Метафракс» (Пермский край) получит 500 млн рублей на организацию производства формалина и параформальдегида. Последний в настоящее время на 100% импортируется. Реализация проекта позволит не только покрыть внутренний спрос, но и направить 75% выпуска на экспорт — в Канаду, США и Швейцарию. «Красный Октябрь» (Пермь) с помощью займа на 500 млн рублей создаст производство шпона лиственных пород мощностью 60 тыс. кубометров в год. Около 60% продукции предприятия будет экспортироваться в Китай, Турцию, Малайзию, Италию и Польшу. Парфинскому фанерному комбинату (Новгородская область) одобрен заем на 148,1 млн рублей, который позволит модернизировать производство ламинированной фанеры мощностью 15 тыс. кубометров в год, весь объем которой будет направлен на экспорт в Германию, Нидерланды, Польшу и Эстонию. «Синтез Технолоджи» (Псковская область) получит заем на 484 млн рублей для расширения производственных мощностей по синтезу монокристаллов углерода с 1 до 12 тыс. карат в год. Монокристаллические алмазные пластины применяются в электронной, электрохимической и оптической промышленности. Проект направлен на импортозамещение продукции из Китая и Индии.
Кикшеринг: самокаты против общественного транспорта
Двести тридцать тысяч поездок за неполные полгода совершили клиенты аренды электросамокатов Whoosh. В пути они в совокупности провели 96 тыс. часов. Это итог первого сезона работы сервиса, показавший, что спрос на него достаточно велик: если сначала для аренды были доступны 50 скутеров, а зона для поездок ограничивалась Садовым кольцом, то осенью парк сервиса уже составил порядка тысячи самокатов, а зона для поездок и парковок расширилась до ТТК. В компании, по словам ее представителей, сделали ставку на то, что электросамокат Whoosh станет транспортом последней мили. Так и случилось: 53% поездок по Москве — те самые поездки, когда скутер не развлечение или средство для прогулки, а именно альтернатива транспорту — короткие поездки, по прямому маршруту, который пользователь чаще всего повторяет несколько раз. Whoosh открыла отделения в Санкт-Петербурге и Сочи.
Технологии: Apple понадобилась российская разработка
Apple купила российскую торговую марку AirTag. Под ней ГК ISBC, в которую входят ООО «Интеллектуальные системы управления бизнесом», ООО «Кредис», ООО «Смарт Системз», ООО «Лоджик Телеком» и ООО «АТ Бюро» из подмосковного «города электроники» Зеленограда, выпускала брелоки с RFID-метками. По данным СМИ, марка зарегистрирована не только в России, но и в других странах: у нее были клиенты по всему миру.
Агропром: немцы инвестируют в твердые сыры
Deutsches Milchkontor GmbH, одиннадцатый по величине производитель молочных продуктов в мире с оборотом 6,85 млрд долларов, начала строительство сырзавода в Воронежской области стоимостью два миллиарда рублей. Проект будет завершен в 2020 году. Это вторая очередь производства твердых и полутвердых сыров общей мощностью переработки 450 тонн сырого молока в сутки, рассчитанная на выпуск 14 тыс. тонн продукции, на базе Бобровского сыродельного завода, приобретенного компанией в 2005 году. Выручка предприятия в 2018 году составила 3,9 млрд рублей.
Авиация: пятое поколение упало в цене
Пентагон добился радикального снижения закупочных цен на истребители пятого поколения F-35. Как заявила замминистра обороны США Эллен Лорд, ее ведомство подписало долгосрочный контракт с Lockheed Martin на поставку 487 самолетов F-35 за 34 млрд долларов, то есть примерно по 71 млн за машину. Правда, такая цена будет достигнута лишь к середине 2020-х годов. Но и это можно считать прогрессом. Еще пять лет назад Пентагон тратил на каждый F-35A по 115–118 млн долларов. Более того, военным приходилось платить еще и по несколько миллионов долларов в расчете на каждую машину за обновление ПО этих истребителей.
Однако зарубежных покупателей F-35 нынешнее снижение цен не коснется — они по-прежнему будут покупать эти истребители втридорога. Так, Южная Корея и Япония заплатят по 165–180 млн долларов за машину. А дороже всего F-35A обойдется Польше — почти в 203 млн. И это играет на руку европейским производителям самолетов, которые вряд ли последуют примеру Lockheed Martin. Например, Dassault и Eurofighter продают свои самолеты по 130–220 млн долларов за машину.
Книжный рынок: контент будет прирастать самиздатом
На книжном рынке за первое полугодие 2019 года самый высокий рост показала категория самиздата. Выручка платформы «ЛитРес: Самиздат» в первом полугодии 2019-го почти в четыре раза превысила показатели за аналогичный период прошлого года. На данный момент этот проект — один из самых быстрорастущих поставщиков контента на российском рынке. Во многом дальнейшему развитию самиздата будет способствовать проект «Черновики», запущенный в апреле 2019 года на базе платформы «ЛитРес: Самиздат». В нем авторы могут публиковать книги по главам и по частям, а пользователи — сразу читать и комментировать их.
Авиаперевозки: Airbus A220 поставили на прикол
Швейцарская авиакомпания Swiss отменила более сотни рейсов и приостановила эксплуатацию всех своих пассажирских самолетов Airbus A220 (прежнее название Bombardier C-Series) из-за многочисленных неполадок в двигателях Pratt & Whitney PW1500G, которые в полете буквально разваливаются на части. Последний раз это произошло в середине октября на рейсе Лондон — Женева, в результате чего самолет экстренно сел в Париже. Авиационные власти ЕС и Канады уже выдали предписание пилотам не поднимать мощность двигателя выше 94% на высоте более 8900 километров. А национальное управление безопасности перевозок США начало расследование в отношении Pratt & Whitney. Это ведомство намерено проверить компрессоры низкого давления всех двигателей, а также ПО, отвечающее за работу их системы управления. Впрочем, уже ясно, что технические проблемы с Airbus A220 неизбежно отразятся на продажах этих самолетов, которые в последнее время и так снизились более чем в пять раз.