Успешная борьба денежных властей с инфляцией сказывается на ценовой политике российской промышленности. По итогам октября темп фактического роста цен производителей опустился до шестилетнего минимума, сообщает ИЭП имени Е. Т. Гайдара.
Аналогичная картина складывается и с ценовыми прогнозами предприятий. В 2019 году ожидаемые изменения цен продемонстрировали самый умеренный рост за последние десять лет.
Во второй половине года в российской промышленности увеличился дефицит кадров. О недостатке работников второй квартал подряд сообщают 14% предприятий, что стало трехлетним максимумом. А избыток кадров регистрируется только у 6% предприятий, и это близко к историческому минимуму. Традиционный баланс получился отрицательным и худшим для последних пяти лет — такого масштабного дефицита работников в промышленности не было с середины 2014-го.
Недостаток мощностей в связи с ожидаемыми изменениями спроса в четвертом квартале 2019 года зарегистрирован у 8% предприятий. Избыточными мощностями сейчас обладают 16% производителей. В этом случае баланс оценок получается положительным: в российской промышленности сохраняется навес избыточных мощностей.
Нефть в прошлом месяце продолжала дешеветь. Средняя цена российской экспортной смеси Urals опустилась в октябре на 4,3% к сентябрю, до 58,45 доллара за баррель, это уже на 18% ниже локального максимума в апреле этого года. Несмотря на это, рубль второй месяц подряд демонстрирует удивительную стойкость, укрепляясь по отношению к доллару США.
На фоне утяжеления рубля чистые покупки наличной валюты населением упали до минимального за последние три года уровня, составив в августе 315 млн долларов. Всего за восемь месяцев 2019-го граждане увеличили свои «бумажные» валютные авуары на 7,7 млрд долларов, на треть меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В 2018 году очередной виток американских санкций против российских персон и компаний в августе спровоцировал ослабление рубля и волну ажиотажного спроса на наличную валюту. За четыре месяца, с августа по ноябрь 2018 года, граждане скупили без малого 11 млрд долларов наличными.
Постепенно сокращается доля доллара в структуре внешнего долга страны. По итогам первого полугодия она опустилась до 49%, тогда как еще в конце 2015-го составляла 67%, Дедолларизация внешних обязательств осуществляется в пользу инструментов, номинированных в евро и российских рублях. Доля рубля почти удвоилась — с 16% в 2015 году до 30% на середину года нынешнего, доля евро увеличилась с 13 до 18%. Ровно четверть внешних долгов российских банков и компаний номинированы в рублях. Зачастую в роли держателей этих обязательств выступают материнские структуры транснациональных холдингов российского происхождения, так что по большому счету это не внешний долг, а внутрикорпоративная задолженность. Наконец, две трети долга органов госуправления на сумму 40,7 млрд долларов номинировано в рублях. Речь идет о портфелях рублевых государственных облигаций (ОФЗ) в портфелях нерезидентов.