Американская компания TJХ Companies приобрела 25% российского ритейлера Familia за 225 млн долларов. Familia —это сеть магазинов так называемой off-price торговли: в них продаются одежда, обувь и товары для дома по сниженным ценам. Но это не дискаунтеры, где ассортимент формируется из изначально дешевых товаров. Речь идет об уцененных на 25–90% стоках известных и иногда очень дорогих брендов — в таких магазинах можно даже поймать Gucci по дешевке.
TJX — один из крупнейших игроков на мировом рынке off-price. Она занимает 85-е место в рейтинге крупнейших компаний Fortune-500 с выручкой, приближающейся к 40 млрд долларов. В нее входят 4300 магазинов в девяти странах, в частности под маркой T. J. Maxx в США и Канаде и T. K. Maxx — в Европе и Австралии.
Американские ритейлеры не так часто вкладываются в российские сети. Единственный пример — инвестиции Walgreens Boots Alliance в «Аптечную сеть 36,6». В TJX объясняют свой выбор тем, что сделка позволяет компании инвестировать в off-price ритейлера, практически единственного в России в этой нише, имеющего значительный потенциал роста на российском рынке. Familia располагает сетью более чем из 275 магазинов в 90 городах России в 50 регионах. Ее выручка в 2018 году превысила 360 млн долларов. Она несколько раз попадала в топ-50 самых быстрорастущих отечественных компаний в рейтинге РБК. В 2019 году будет открыто 50 магазинов, в ближайшие три–пять лет сеть планирует сохранить темпы экспансии. Ее акционерами являются фонд Baring Vostok и банк Goldman Sachs. Благодаря своей бизнес-модели Familia заняла прочные позиции на стагнирующем из-за падения реальных доходов населения отечественном рынке одежды, где более 50% покупателей, по данным аналитиков компании «Такском», предпочитают дешевый ассортимент. Впрочем, по мнению генерального директора Familia Константина Надеждина, не стоит сбрасывать со счетов и растущий тренд на рационализацию потребления.
Доля TJX в Familia дает ей право занять одно место в совете директоров. Российской компании (помимо того, что ее акционеры от продажи получили существенные средства, причем, как утверждают аналитики, 225 млн долларов за четверть акций — очень хорошая оценка для российского ритейлера) присутствие известного американского акционера придаст больший авторитет как игроку на мировом рынке стоков. В долгосрочной перспективе, по словам Константина Надеждина, потенциально возможен обмен экспертизой и технологиями ведения бизнеса в сегменте off-price, а также подходами к операционному управлению. В той же перспективе непубличной российской компании, какой является Familia, будет проще выйти на фондовый и финансовые рынки. Хотя это не является текущим приоритетом: как утверждает Константин Надеждин, компания прибыльна и продолжает развиваться на собственные средства.