Протесты в Гонконге перестали быть мирными: силы правопорядка и демонстранты начали применять оружие друг против друга, а США решили вмешаться в ситуацию. Впервые огнестрельное оружие против демонстрантов (не беря во внимание предупредительные выстрелы в воздух) гонконгский полицейский применил в октябре этого года в целях самообороны — тогда учащийся старших классов атаковал его с металлической трубой в руках. А две недели назад полицейский выстрелил в демонстранта, который не атаковал стража порядка. Оба пострадавших выжили, но градус противостояния повысился. Оплотом радикально настроенных протестующих стал студенческий городок Политехнического университета Гонконга: студенты захватили его и забаррикадировались внутри. Против полиции демонстранты используют луки, арбалеты и катапульты.
При внешней комичности происходящего, напоминающего фильмы о борьбе индейцев против колонизаторов, силам правопорядка не до смеха. Стрела, выпущенная из лука, пробила ногу полицейскому, и, в принципе, применение этого примитивного оружия может привести и к смертельному исходу. А коктейлями Молотова демонстранты легко поджигали полицейские бронеавтомобили, штурмующие баррикады, хотя власти пока не решились на штурм с применением огнестрельного оружия. Взяв Политех в осаду, полиция задержала большинство участников акции, решивших покинуть территорию университета.
Пекин, еще летом перебросивший войска к Гонконгу, тем не менее не решается применить эту силу против демонстрантов, а продолжает проявлять ангельское, по китайским меркам, терпение. Власти прилагают титанические усилия, чтобы проблема Гонконга не вышла на международный уровень: Пекин заявляет, что происходящее — это его внутреннее дело и он не потерпит иностранного вмешательства. Но не все так однозначно со статусом Гонконга. Соглашение о передаче суверенитета над ним Китаю от 1997 года предусматривало 50-летний переходный период, в рамках которого у Пекина было право проводить общую внешнюю политику страны, не вмешиваясь во внутреннюю жизнь региона. Неутихающие протесты и использование армии против демонстрантов могут привести к тому, что встанет вопрос не только о законности действий Пекина, но и о легитимности пребывания Гонконга в составе Китая. Желание его центральных властей как можно быстрее «переварить» Гонконг спровоцировало акции протеста 2014 года — «революцию зонтиков» — и нынешние беспорядки. В отличие от 2014-го, когда Пекин, несмотря на протесты, продавил изменения в избирательном законодательстве Гонконга, сегодня центральным властям пришлось отступить. Вызвавший волнения закон об экстрадиции преступников из Гонконга в Китай отменен окончательно, и акции протеста перестали быть массовыми — а летом на демонстрации в семимиллионном Гонконге выходило более миллиона человек. Но радикально настроенным демонстрантам мало этой победы — они хотят реванша за поражение 2014 года и требуют либерализации избирательного законодательства. Силовое противостояние с силами правопорядка лишь на руку радикалам, желающим международного вмешательства.
Конгресс США принял закон «О правах человека и демократии в Гонконге», который позволяет вводить санкции против представителей гонконгского и китайского правительств, несущих ответственность за нарушения прав человека. Кроме того, Конгресс принял закон, запрещающий экспорт в Гонконг слезоточивого газа, резиновых пуль и водометов. Эти законы должен еще подписать президент США Дональд Трамп, и вряд ли он их ветирует: за законопроекты проголосовало большинство депутатов как от Демократической партии, так и от Республиканской. Вынесение проблемы Гонконга на американо-китайские переговоры выгодно президенту США — это станет еще одним козырем в его руках в затяжном торговом конфликте между странами.
Администрация Трампа даже попыталась обострить ситуацию. Госсекретарь США Майкл Помпео заявил, что «затрудняется предугадать, какие меры может принять Вашингтон, если Китай использует военную силу против протестующих в Гонконге». «Я никогда не исключаю никаких возможностей относительно того, что может прийти в голову президенту Трампу и каким именно образом мы ответим», — добавил он. Если решение Конгресса по Гонконгу Пекин может расценивать как оскорбление, то слова главы внешнеполитического ведомства США прозвучали как явная угроза применения силы против Китая.