Когда на экране монитора появилась надпись «Через десять лет мы все превратимся в издателей и распространителей аудиоконтента», аудитория одной из издательских конференций Санкт-Петербургского культурного форума в условиях цейтнота не настояла на том, чтобы увидеть следующий слайд презентации главы «ЛитРеса» Сергея Анурьева. А между тем именно на нем были приведены детали будущего, которое ждет издателей и читателей. «Эксперт» заполучил этот слайд и прочитал следующее: «Доля интернет-магазинов превысит на рынке книг 50–60%. Аудиокниги догонят электронные по объему и перестанут существовать как разные продукты — пользователи будут выбирать книгу, а не формат. По каждой книге начнут выпускать подкаст с участием автора и редактора книги, который будет служить в качестве ее аннотации. Все книги будут иметь аудиоверсию, при этом у 99% из них появятся аудиодорожки, созданные искусственным интеллектом в соответствии с пожеланиями читателя и его персональными настройками (голос, тембр, ритм)».
Дмитрий Глуховский — первый писатель, который создал текст, существующий только в аудиоформате, ведь аудио — это тоже литература. И, обращаясь к нему, мы, по сути, обращаемся к литературным истокам, откуда вышли «Илиада» и «Одиссея». Индийский эпос «Махабхарата», превосходящий по объему «Илиаду» и «Одиссею» вместе взятые, тоже первоначально существовал исключительно в устной форме. Для Глуховского аудиокнига — попытка соответствовать читательским запросам: «Я прихожу к современному читателю туда, где он находится. Сегодня он в большей степени слушатель, чем читатель. Он не хочет читать бумажные книги, они стоят слишком дорого. Хорошо, я готов экспериментировать вместе с вами и рассказать вам историю так, как вы хотите ее сегодня услышать». Борис Макаренков, директор российского представительства компании Storytel, шведского стримингового сервиса аудиокниг, подтверждает предположения писателя. По его наблюдениям, среди пользователей сервиса много тех, кто до сих пор не читал книги, кроме как в школе.
Вывод: однажды в истории человечества наступит момент, когда, как считает Сергей Анурьев, «издательства и авторы при создании книги будут ориентироваться на то, что она будут потреблена прежде всего в формате аудиокниги». Их основное конкурентное преимущество — удвоение времени читателя. Он может слушать книгу и заниматься чем-нибудь еще, например фитнесом. Евгений Капьев, генеральный директор издательства «Эксмо», так прокомментировал в интервью «Эксперту» эти смелые прогнозы: «Суммарно аудиокнига вместе с электронными книгами занимает пять процентов, но на бумажную приходятся остальные девяносто пять. Аудиокнига может сильно вырасти, но на это потребуется еще много времени. До перелома еще далеко. Аудиокниги могут не во всех сегментах себя проявить. Есть жанры, в которых они не очень хорошо продаются. Сейчас не электронная книга замещает бумажную, а наоборот, рынок растет за счет продаж электронных и аудиокниг. Эти форматы привлекают новую аудиторию. Тогда как книжная индустрия к ним адаптировалась. Сейчас книги стали более кинестетичными. Они доставляют эстетическое удовольствие».