Министерство транспорта, инноваций и технологий Австрии опубликовало экологическую декларацию проекта строительства железнодорожной линии с шириной колеи 1520 мм от словацкого города Кошице до Вены. Заключения экологической экспертизы ожидают в начале следующего года.
Пятисоткилометровая «широкая» линия станет важной частью единого грузового транзитного маршрута от Пекина до Вены с прогнозируемым грузооборотом 18,2 млн тонн к 2030 году.
С 1966 года между украинским пограничным Чопом и словацким селом Ганиска под Кошице, где находится Восточнословацкий сталелитейный комбинат (ныне — U. S. Steel Košice), действует 88-километровая однопутная ширококолейная дорога, построенная для обеспечения комбината советской железной рудой. Сегодня она электрифицирована и находится во вполне работоспособном состоянии. Нынешний проект предлагает продлить этот участок — в однопутном «широком» исполнении — до Вены параллельно существующей «узкой» дороге с европейской колеей 1435 мм. Экономия времени на «переобувание» подвижного состава с широкой колеи на узкую позволит сократить время сухопутного трансконтинентального транзита с 19–21 до 15 суток. По предварительному прогнозу, пропускная способность участка составит 20 тыс. поездов в год.
Инициаторы проекта — железнодорожные компании четырех стран: ÖBB Infrastruktur (Австрия), РЖД (Россия), ŽSR (Словакия) и УЗ (Украина), которые в 2008 году организовали на паритетных началах совместное предприятие Breitspur Planungsgesellschaft для реализации проекта. Заявленная сумма инвестиций — 6,4 млрд евро. Финансовая модель проекта пока не утверждена.
У проекта достаточно противников в руководстве ЕС, поскольку он, как и строительство газопроводов «Северный поток — 2» и «Турецкий поток», считается инструментом будущего экономического давления России на Евросоюз.
Предпосылки
Оптимизм железнодорожников строится на заинтересованности Китая как ключевого экспортера в наращивании в первую очередь контейнерных перевозок. Если в 2018 году транзитные перевозки контейнерных грузов по территории России составили 550 тыс. TEU, то к 2025 году этот объем должен возрасти втрое, а возможно, и больше — до 1,5–2 млн TEU, при средней ежесуточной скорости перемещения до полутора тысяч километров.
Грузовую базу контейнерного транзита составляют товары с относительно высокой добавленной стоимостью: машинотехническая продукция, бытовая химия и косметика, товары народного потребления, такие как одежда и обувь, изделия из черных и цветных металлов, некоторые виды продовольственной продукции, бумага и еще ряд наименований готовой продукции. Как сообщал «Эксперт» (см. «Транзит выходит на рельсы», № 44 за этот год), основными источниками формирования грузовой базы транзитных контейнерных перевозок для железных дорог России выступают Китай (43%), Германия (13%), Польша (11%), Южная Корея (9%). Основные точки назначения транзитных контейнерных перевозок РЖД — это опять-таки Китай (32%), Польша (23%), Германия (12%).