Восьмого сентября 1380 года состоялось историческое сражение на Куликовом поле: войска Дмитрия Донского в результате хитроумного удара засадного полка остановили нашествие монголо-татар. Прошло 639 лет, и неподалеку от этого места мы наблюдаем еще одно азиатское пришествие, на этот раз, конечно, мирное — без лязга мечей и свиста копий: близ станции Узловая китайская компания Great Wall запустила свой самый крупный за пределами Китая завод по выпуску автомобилей. Предприятие было официально запущено в июне нынешнего года, а недавно сюда были приглашены журналисты в честь запуска в производство третьей модели марки Haval (суббренд китайской компании) — кроссовера Haval F7х, тест-драйв которого проходил в том числе по историческим землям Куликова поля.
Извилистая дорога в Россию
Среди китайских автопроизводителей Great Wall всегда был в авангарде компаний, желающих запустить в России собственное производство, но дорога к достижению этой цели была ухабистой. Двигаться по ней компания начала с начала 2000-х, но тогда российские власти не без оснований воспринимали представителей китайского автопрома как еще незрелые компании, выпускающие продукт сомнительного качества. Зеленый свет тогда был включен в первую очередь для ведущих мировых автоконцернов.
В 2005 году Great Wall пробовал осуществлять сборку своих машин на калининградском «Автоторе», позже, в 2006-м, некоторые модели китайский автопроизводитель начал делать на сборочном предприятии близ подмосковного поселка Гжель. У компании есть также опыт производства своих автомобилей на заводе «Дервейс» в Карачаево-Черкесии, на предприятии «Ирито» под Липецком, на мощностях компании «Ставрополь Авто» (г. Михайловка под Ставрополем). Очень близко к запуску собственного завода в России Great Wall подошел в 2008 году, когда с властями Татарстана было создано совместное предприятие «Великая Стена Алабуга Авто», нацеленное на запуск производственных мощностей в Елабуге, в которые Great Wall Motor собирался вложить более 100 млн долларов. Но в конце 2008 года, не без сигнала сверху, проект был заморожен, а затем и вовсе прекращен.
Наконец, в 2014 году, на фоне изменившейся внешнеполитической ситуации и укрепления российско-китайских отношений, в Шанхае в присутствии президента России Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина было подписано инвестиционное соглашение о строительстве завода Great Wall по производству автомобилей Haval в Тульской области. Осенью 2015-го началось строительство, а в июне нынешнего года был официально дан старт производству. Не обошлось и здесь без участия первых лиц государства: в день запуска завода, 5 июня 2019 года, Владимир Путин встречался в Кремле с Си Цзиньпином, после чего главы государств осмотрели два свежесобранных кроссовера Haval F7 и поставили автографы на капоте одной из машин, пожелав проекту успеха.