Антииранский Ирак

2 декабря 2019, 00:00

KHALID MOHAMMED/AP/TASS
Хуже всего, как для Ирака и Ирана, так и для США, Израиля и Саудовской Аравии, если за протестами стоит «Исламское государство»
Читайте Monocle.ru в

Массовые уличные протесты в Ираке, начавшиеся более двух месяцев назад, не утихают и приводят ко все более значительному количеству жертв. Счет убитых за день идет уже на десятки, а всего с начала протестов, по неофициальным данным, погибло около 400 человек. Но применение огнестрельного оружия и введенный властями комендантский час не останавливают протестующих. При необычной для стихийного протеста длительности митингующие имеют четкую политическую цель, в том числе внешнеполитическую. За общими лозунгами о борьбе с бедностью и коррупцией практически сразу появилось требование об отставке премьер-министра Ирака Адиль Абдул-Махди (имеющего проиранскую позицию). Затем — требование о расформировании Сил народной мобилизации, вооруженных отрядов, созданных при помощи иранского Корпуса стражей Исламской революции для борьбы с боевиками ИГ (организация запрещена в России).

Демонстранты напали на диппредставительства Ирана в Ираке. В южноиракском городе Эн-Наджафе толпа ворвалась в иранское консульство и подожгла здание. Сотрудники консульства эвакуировались незадолго до нападения. После поджога нападавшие перекрыли подъезды к зданию, не дав пожарным подъехать к горящему консульству.

Трудно себе представить, чтобы плохо образованная иракская молодежь, бунтующая на улицах, сама напрямую связала свою бедность с влиянием Тегерана в их стране. Круг «подозреваемых» в подогревании недовольства с антииранской направленностью очень широк. Недоброжелателей у Ирана множество, но основные противники, способные на организацию подобных акций, — это США, Израиль и Саудовская Аравия. Однако против участия Саудовской Аравии в нынешних акциях протеста свидетельствует то, что беспорядками охвачены прежде всего шиитские районы Ирака, а влияние Эр-Рияда сильно среди суннитского населения. Израиль больше обеспокоен присутствием Ирана в южных районах Сирии (граничащих с Израилем), чем его влиянием в шиитском Ираке. А вот президент США Дональд Трамп, давно проводящий линию на экономическое удушение Исламской Республики, имеет основания быть недовольным поведением Ирана в Ираке. В начале этого года парламент Ирака объявил о разработке законопроекта о разрыве соглашения по безопасности с США, предусматривающего вывод из страны американских военных баз. Поводом для обострения отношений стал необъявленный визит Трампа в Ирак, на военно-воздушную базу Айн аль-Асад, 26 декабря 2018 года. Иракскую сторону не предупредили, во-первых, из соображений безопасности, а во-вторых, потому, что никого не интересовало ее мнение. Вряд ли иракские парламентарии всерьез рассчитывали добиться вывода американских войск — скорее США вывели бы из Ирака нынешний состав парламента, однако попытка «бунта» была налицо. Но все же США борются не с иранским влиянием в Ираке, а с самим Ираном, и у них есть более простые рычаги, чтобы сменить иракское правительство.

Хуже всего, как для Ирака и Ирана, так и для США, Израиля и Саудовской Аравии, если за протестами стоит «Исламское государство». Потерпев поражение в Ираке и Сирии, движение ушло в подполье и не прочь вернуть себе потерянные территории. Открытое выступление под флагами ИГ грозит немедленным поражением: все вышеперечисленные страны, забыв противоречия, быстро уничтожат его силы. Создание же хаоса в Ираке и обострение противоречий между его противниками пока играет на руку одному ИГ.