Транзит власти в структурах Евросоюза завершен. С 1 декабря 2019 года к работе приступает новый состав Еврокомиссии (ЕК) во главе с бывшим министром обороны Германии Урсулой фон дер Ляйен. Обновился и весь состав руководящих должностей ЕС во главе с председателем Европейского совета. В этот раз им стал бывший премьер-министр Бельгии Шарль Мишель: «После четырех лет руководства страной с шестью правительствами и семью парламентами, тремя национальными языками и более чем тысячью разными сортами пива председательство в Европейском совете может стать настоящим облегчением, — шутит президент Евросоюза. — Но, уверен, это не так».
Наверняка не так. Новой администрации ЕС придется нелегко. Европейцы всё громче требуют самостоятельного и активного внешнего курса. Нарастить броню, бросить перчатку Дональду Трампу и заткнуть за пояс лидеров России и Китая. Устроить новый крестовый поход и победить.
Неоднородны и настроения европейцев на внутренней арене. Как показали весенние выборы в Европарламент (ЕП), две доминирующие фракции — правоцентристы (немецкие христианские демократы, французские голлисты и британские консерваторы) и левоцентристы (немецкие социал-демократы, французские социалисты и британские лейбористы) — потеряли необходимое большинство. Зато усилились позиции партий с резким политическим курсом — либералов и «зеленых».
Новым руководителям Евросоюза придется сражаться на нескольких фронтах. И нас в первую очередь интересует, чем обернется ротация власти для отношений с Россией.
Кремль слабости не прощает
Ждать от обновленного Евросоюза каких-то свежих подходов на российском направлении рано. Новая плеяда высших должностных лиц ЕС потратит минимум полгода на адаптацию. За это время Москве нужно попытаться задать отношениям новый тон. Начать с чистого листа не получится. Кнопка «перезагрузки» хороша лишь в качестве музейного экспоната. Куда эффективнее использовать возникшую паузу для подготовки взаимовыгодных инициатив и установления личных отношений с новыми назначенцами.
В прошлый раз Россия переоценила влияние некоторых руководителей ЕС на общеевропейскую политику и заплатила за это новыми санкциями. Так, дружественный Москве Жан-Клод Юнкер не сумел смягчить агрессивный курс Брюсселя. Практика показала, что рычагов влияния у экс-председателя Еврокомиссии недостаточно. Даже на собственных комиссаров. В итоге ЕК внесла лепту не в улучшение, а в ухудшение отношений с Москвой, убедив Европарламент и Европейский совет в необходимости пролонгации антироссийских санкций.