Осень — традиционное время политических «быков». Акции пессимистов — вниз, акции толкователей — вверх. Российская партийно-политическая система последних лет сродни спекулятивному рынку акций, когда оценка компаний зависит не от реальной деятельности, а от пересудов экспертов, аналитиков, журналистов. Невнимательный читатель, наткнувшись, скажем, на описание прошлогоднего съезда «Единой России», и не почувствует подвоха — настолько похоже выглядят партийные ритуалы и речи год от года. Но сколько выводов было сделано после нынешнего собрания единороссов! По тяжелым взглядам Владимира Путина, рассадке партийцев за спинами первых лиц и, конечно, по акцентам в программных документах наблюдатели выстроили траекторию развития демократии в России на ближайшие годы.
В администрации президента действительно давно ведется дискуссия о редизайне партийно-политической системы, в том числе к выборам в Государственную думу 2021 года. Некоторые вариации просачивались в СМИ — например, предложения об увеличении мажоритарной части или о возвращении политических блоков. О создании новых партий на обоих флангах или даже о разделении «Единой России» на две-три части. На основе этих рабочих выкладок строили догадки о битве кремлевских башен и аппаратов ветвей власти. По факту более определяющим для внутренней жизни страны по-прежнему остается внешняя конъюнктура, и под нее во многом выстраивается конструкция политической системы России.
В этом смысле главным событием наступающего периода следует считать выборы президента США, которые назначены на 3 ноября 2020 года, то есть менее чем за десять месяцев до выборов в Госдуму. Фигура хозяина Белого дома определит вектор усилий российской власти: если Дональда Трампа сменит демократический оппонент, России предстоит готовиться к растущему давлению консолидированного Запада. В таких условиях демократические эксперименты с партийным полем в Кремле считают опасными. Этим и объясняется выбор в пользу инерционного сценария с доминантой в очередной раз «перезагруженных» «Единой России» и ее трех вечных парламентских спутников.
Есть второй аргумент. Рассинхронизация думских и президентских выборов приведет к тому, что следующий президент страны, которого изберут в 2024 году, в течение еще двух лет сможет опираться на состав парламента образца 2021 года. В такой ситуации также удобно иметь лояльное конституционное большинство. А на меньшее функционеры «Единой России» не согласны: «301 плюс» место из 450 по плану. Другой вопрос, согласны ли избиратели доверить партии власти новый мандат и не перенапряжется ли вся система, обеспечивая необеспечиваемое.