РЖД минус контейнеры

2 декабря 2019, 00:00

КИРИЛЛ КУХМАРЬ/ТАСС
Читайте Monocle.ru в

Контрольный пакет, 50% плюс две акции, «Трансконтейнера» — крупнейшего российского оператора контейнерных перевозок продан на аукционе компании «Дело-центр», входящей в группу «Дело» Сергея Шишкарева. Компания предложила за него 60,3 млрд рублей — почти вдвое больше стартовой цены (36 млрд). Впрочем, сам Шишкарев ранее говорил, что справедливая стоимость 100% «Трансконтейнера» — порядка 110 млрд рублей, так что едва ли его огорчила такая переплата. К тому же львиную долю (70–75%) суммы сделки победитель планирует покрыть не собственными средствами, а за счет кредита Сбербанка. Продавцом выступила Объединенная транспортно-логистическая компания, дочерняя структура РЖД.

Правда, есть опасность, что сумма издержек для «Дела» удвоится. По условиям аукциона победитель должен выставить оферту о выкупе акций остальным акционерам. На сегодняшний день это «Енисей Капитал» Александра Абрамова и Романа Абрамовича (24,74%) и ВТБ (24,84%). Последний приобрел свою долю в «Трансконтейнере» в октябре прошлого года у Зиявудина Магомедова, не сумевшего справиться с долговой нагрузкой своих структур. «Енисей Капитал», напротив, наряду с Первой грузовой компанией Владимира Лисина имел виды на покупку «Трансконтейнера», но проиграл на аукционе. Сергей Шишкарев уже заявил: он надеется, что ВТБ все же останется в капитале «Трансконтейнера» и поможет новым владельцам развивать бизнес.

«Трансконтейнер» — крупнейший, с долей 44%, оператор рынка контейнерных перевозок; владеет более чем 60 контейнерными терминалами по всей стране, а также в Казахстане и Словакии, в его собственности почти 28 тыс. фитинговых платформ и 74 тыс. контейнеров. Компания демонстрирует хорошие финансовые показатели. По итогам прошлого года прибыль составила 9,5 млрд рублей при выручке 77 млрд. Впрочем, это и неудивительно: ведь ее целевой рынок бурно растет. Уровень контейнеризации железнодорожных перевозок в России только за посткризисный период 2010–2018 годов вырос с 4 до 7,5%, объем железнодорожных контейнерных перевозок — с 2,3 почти до 4,5 млн ДФЭ. Таким образом, сделку следует рассматривать для продавца как чисто политическое решение.

С 2016 года на уровне правительства регулярно стал подниматься вопрос о приватизации компании. В апреле 2019-го оно направило РЖД директиву о продаже оставшихся 50% и двух акций контейнерного перевозчика.

Что будет после приватизации «Трансконтейнера»? Группа «Дело» уже давно работает на контейнерном рынке. Она контролирует портовые терминалы в Новороссийске, мультимодальный контейнерный оператор «Рускон», а через посредничество Global Ports (где ей принадлежит 30%) имеет доступ к портовым терминалам на Балтике и на Дальнем Востоке (в 2018 году — 46 и 31% морской перевалки контейнеров в этих регионах соответственно). С такими вводными новые собственники вполне способны эффективно интегрировать «Трансконтейнер» в свой бизнес. К тому же сам Сергей Шишкарев уже высказывал надежду на плодотворное сотрудничество с РЖД и в дальнейшем.