В российский прокат выходит продюсерский проект Тимура Бекмамбетова «Война токов». Он рассказывает о технологическом выборе, совершенном американцами в конце XIX века. Какой ток использовать предпочтительнее: постоянный или переменный? Томас Эдисон (его играет Бенедикт Камбербэтч) выступает за постоянный ток, Джордж Вестингауз (Майкл Шеннон) и Никола Тесла (Николас Холт) — за переменный. Режиссер фильма — Альфонсо Гомес-Рехон. «Эксперт» поговорил с Тимуром Бекмамбетовым о том, почему этот проект для него так важен.
— Почему вас заинтересовал проект, посвященный истории электричества? Для всей линейки ваших фильмов он выглядит несколько необычно.
— А вы можете всю эту линейку представить? Я сам этого сделать не могу. Может, это у вас получится сделать как у критика?
— У вас есть ряд очень ярких проектов, и обо всех можно сказать, что логически они вытекают один из другого.
— Но как линейку-то построить: «Дозоры», «Елки», «Хардкор», Dead of Night сейчас на снэпчате. Линейки не получается.
— Но исторических фильмов в вашей творческой биографии до сих пор не было.
— А реклама банка «Империал»? Я думаю, что «Войну токов» можно было бы позиционировать как продолжение роликов для банка «Империал»: «Эдисон. Всемирная история. Банк “Империал”».
— Именно там надо искать истоки замысла «Войны токов»?
— У меня есть большая любовь к истории. Я никогда не думал об этом, и в чем польза общения с журналистами — в том, что ты можешь понять что-то про себя. Действительно, истории о моральных выборах, исторические анекдоты, рассказы о великих людях послужили основой для роликов для банка «Империал», и фильм «Война токов» — это еще один урок истории.
— Почему история, в которой главными действующими лицами выступают американские изобретатели, может быть интересна в России?
— Почему вы так принижаете наши потребности в знании истории? Мы живем в том же самом мире. Мир един. Сейчас нет отдельного мира для России, для Америки и для Китая. Мы живем в единой информационной среде. Мы все пользуемся мобильными телефонами, и это не российские телефоны. Это не российский телефон (показывает на мобильные телефоны, лежащие на столе), это не российский, это не российский. И на вас не надето ничего российского. Где-то в Америке сейчас работают наши программисты. Или они когда-то эмигрировали и создали Google и WhatsApp (сооснователи Google и WhatsApp Сергей Брин и Ян Кум родились в СССР. — «Эксперт»). Мир един, и у него есть глобальные вызовы. И один из этих вызовов — неудержимое развитие технологий. Технологии так быстро развиваются, что мы не можем оценить последствия их развития. В фильме «Война токов» как раз об этом и идет речь: что мы создаем, когда создаем электричество? Мы тем самым освещаем города или мы создаем электрический стул, который убивает человека? Фильм ровно про это. Это вопрос стоит в России так же остро, как и в любой другой стране. Нам надо разобраться с этим и понять, что мы должны быть очень осторожными в своих фантазиях и изобретениях. Мы должны думать о том, как развивать новый мир, как развивать цивилизацию, как развивать технологии и понимать, что они могут служить как во благо, так и во вред. Сегодня эта проблема стоит очень остро. Знаете, что такое Vera Voice?