Инфляция на потребительском рынке в ноябре выросла с 0,2 до 0,3%, знаменуя завершение сезонного удешевления плодоовощной продукции. В то же время из-за эффекта базы индекс потребительских цен в годовом выражении (по отношению к соответствующему месяцу прошлого года) в ноябре продолжил снижение, составив 3,5% против 3,8% месяцем ранее.
Сильное снижение показал в ноябре индекс менеджеров по закупкам PMI. Напомним, это опросный индекс, отслеживающий общую конъюнктуру рынка, состоит он из пяти компонентов: новые заказы, объемы производства, занятость, сроки поставок сырья и материалов и запасы сырья и материалов. С середины 2019 года индекс PMI обрабатывающих отраслей сигнализирует об устойчивом ухудшении конъюнктуры. Причем оно резко ускорилось с сентября, и в ноябре индекс опустился уже до 45,6 после 47,2 в октябре (в среднем за июнь–октябрь его значение составило 48,1; значение менее 50 означает ухудшение ситуации). Столь низкие значения, как в ноябре, наблюдались более десяти лет назад — в острой фазе кризиса 2009 года. Однако специалисты ЦМАКП не считают показатели этого индекса достаточно релевантными. «Такая динамика индекса PMI — при внимательном рассмотрении — не отражает реальной ситуации в экономике. Более того, в последние месяцы индекс PMI прямо противоречит всем прочим — прямым и косвенным — индикаторам, характеризующим ситуацию в промышленности», — говорится в аналитической записке ЦМАКП.
В октябре рассчитываемый Центром развития НИУ ВШЭ сводный опережающий индекс (СОИ) снова оказался в отрицательной области (−2,2%). Главными причинами этого, как и в предыдущие месяцы, было падение нефтяных цен и сокращение новых заказов на производство промышленной продукции. Единственным показателем, внесшим в октябре заметный положительный вклад в динамику СОИ, был фондовый индекс, одним из факторов роста которого может быть снижение уровня процентных ставок.
«Наибольший риск в российской экономике по-прежнему связан со значительным (если судить об этом по предпринимательским опросам) снижением новых заказов на производство продукции, за которым стоит слабость внутреннего спроса. В октябре, как и в предыдущие два месяца, эта ситуация усугубилась ростом запасов готовой продукции, что несколько увеличило вероятность негативных сценариев», — комментирует эксперт Центра развития Сергей Смирнов.
Октябрьский опрос 28 ведущих аналитических центров не показал каких-либо значительных изменений в оценках будущей динамики российской экономики. По сравнению с предыдущим опросом, который проводился три месяца назад, консенсус-прогноз ВВП вырос на 0,1 п. п. для всех лет, кроме 2019–2020 годов, для которых консенсус-прогноз остался прежним. Таким образом, ожидания экспертного сообщества в отношении темпов роста российской экономики практически не изменились. Прогнозируемые темпы роста на ближайшие годы ограничиваются 1,7–2,2% даже в условиях ожидаемого снижения ключевой ставки (еще примерно на 0,5 п. п. в следующем году).