Почти три четверти российских автомобильных транспортных компаний получают несправедливые штрафы за якобы лишний вес своих машин, даже если они загружены по норме. При этом у 83% игроков рынка не получается обжаловать эти несправедливые штрафные санкции. Об этом говорят результаты опроса, проведенные ассоциацией «Грузавтотранс» и компанией Omnicomm, в котором приняли участие 240 крупных российских автомобильных грузоперевозчиков. «Грузоперевозки являются кровеносной системой экономики, и в России сейчас она оказалась под новым ударом в результате неотрегулированной работы весового контроля на дорогах», — заявил на прошедшем в Москве круглом столе, посвященном представлению результатов исследования, Владимир Матягин, президент ассоциации «Грузавтотранс».
Умные весы от операторов «Платона»
Проблема лишнего веса грузовиков в России — действительно острый вопрос. По оценке Минтранса, порядка трети всех грузовых машин сейчас передвигается с нарушением весовых норм, что влечет за собой тяжелые последствия. Во-первых, перегруженный грузовик чаще является причиной аварий — такой машине сложнее совершить маневр, остановиться в экстремальной ситуации, она легче уходит в занос на скользкой дороге. По данным ГИБДД, число ДТП с грузовиками в России велико: по итогам прошлого года произошло 10,9 тыс. аварий, в результате которых погибли 1700 человек.
Другой негативный эффект лишнего веса коммерческого автомобиля — ущерб от такого нарушения транспортной инфраструктуре, который, по словам дорожников, исчисляется триллионами рублей: загруженные под завязку грузовики разбивают дорожное полотно, а то и вовсе рушат целые мосты. Например, в прошлом году из-за перегруженного грузовика рухнул автомобильный мост над железной дорогой близ станции Свободный Амурской области, в результате чего было остановлено движение по главному пути Транссибирской магистрали. А в Мордовии из-за чрезмерно наполненного песком самосвала недавно упал 15-метровый мостовой переход, соединявший поселки Дубенки и Ардатово.
Безусловно, проблему перегруженности грузового автотранспорта нужно решать. Уже давно для грузовиков на дорогах установлены весовые нормы, но пока нет эффективной системы контроля за их соблюдением. Ключевым элементом отслеживания правильного веса грузовых машин должна стать сеть пунктов автоматизированной системы весогабаритного контроля (АСВГК), состоящая из «умных» дорожных весов, которые определяют вес автомобиля на ходу без участия человека и, подобно камерам превышения скорости, наказывают нарушителей, присылая им «письма счастья» со штрафами. В пилотном режиме такие пункты стали появляться в разных российских регионах в 2016 году, сейчас их насчитывается уже порядка сотни. А всего к 2023 году предполагается создать порядка 400 АСГВК, которые будут охватывать каждые 100–150 км федеральных трасс. Одновременно в ближайшие месяцы должен быть объявлен конкурс на выбор оператора этой общероссийской системы весогабаритного контроля, итоги которого предположительно будут подведены к середине следующего года. Основной претендент на победу хорошо знаком перевозчикам — это компания «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС), где 50% принадлежит бизнесмену Игорю Ротенбергу. РТИТС уже является оператором многострадальной системы платы за проезд по дорогам «Платон», вызвавшей в свое время бурю протеста дальнобойщиков.