Цифровой нон-фикшен

Михаил Замарин
член генсовета «Деловой России»
9 декабря 2019, 00:00

Четыреста страниц за шестнадцать часов или за двадцать минут. Рынок деловой литературы в кратком пересказе становится трендом нон-фикшен

Саморазвитие, здоровье и позитивное мышление — три актуальных тренда российского рынка нон-фикшен. Сегодня он составляет порядка 50 млн долларов и вряд ли станет больше. Рынок деловой литературы ориентирован прежде всего на сегмент бизнеса, менеджмента и управления, а российская экономика пока не показывает перспектив роста. Кроме того, регулярно увеличиваются издержки издательств на печать, бумагу, персонал и логистику. Выигрывает тот, кто ловит технологическую волну и запросы потребителя, уходит в цифру и в смежные жанры.

Одной из последних новаций в сфере цифрового нон-фикшен стали книжные сервисы саммари — краткого изложения основных идей книги. На один из таких сайтов профессиональных чтецов я вышел в прошлом году, когда размышлял, покупать или нет бестселлер Дэниела Левитина «Организованный ум». Краткий пересказ не заменил прочтения книги, но помог понять, за что именно я собираюсь отдать свои деньги. Аннотации или рецензии из интернета не всегда могут справиться с этой задачей. Формат бизнес-книг в кратком изложении меня заинтересовал, и я решил ознакомиться с ним поближе.

Рынок кратких пересказов

За последние годы саммари из заметок в тетрадях студентов превратились в отдельное коммерческое направление для деловых людей. Тренд возник на Западе в начале 2000-х, а десять лет назад был подхвачен в русскоязычном сегменте интернета. Сегодня на отечественном рынке саммари порядка шести сервисов с подобными услугами, включая представительства зарубежных компаний — например, крупнейшей библиотеки книг в кратком изложении getAbstract.

«На российском рынке getAbstract появилась в 2009 году. Тогда рынок саммари в России вообще не был развит, какая-либо конкуренция отсутствовала. Было сложно продвигать услугу, которой компании раньше не пользовались», — говорит руководитель представительства getAbstract в России Алексей Мирошниченко.

Помимо швейцарской getAbstract в русскоязычном сегменте довольно успешно работает украинский стартап Essenly. Что до отечественных компаний, то флагманом выступает проект Smart Reading, появившийся на рынке в 2013 году. Есть еще популярный проект «Брифли», но подписки он не предлагает. Содержание 80% текстов на сайте взято из серии книг «Все шедевры мировой литературы в кратком изложении».

Несмотря на широкий ассортимент «Брифли», в основном сервисы саммари работают с литературой в жанре нон-фикшен. Саморазвитие, бизнес, деньги, технологии, общество, семья и ЗОЖ — все то, что составляет основу жизни современного человека. К примеру, библиотека getAbstract содержит свыше двадцати тысяч саммари деловых книг, статей и выступлений TED.

Российский рынок саммари небольшой, но достаточно прибыльный. Например, выручка от продаж у Smart Reading за 2018 год составила 75,4 млн рублей, чистая прибыль — 26,3 млн рублей. Но главное, у компаний есть пространство для роста. Современная культура достигательства нацелена на постоянное саморазвитие и повышение профессиональных качеств. При ограниченности времени и высоком темпе жизни сервисы саммари становятся отличным инструментом для усвоения больших объемов информации при минимальных затратах.

Книга за двадцать минут

«В среднем человек может прочитать книгу на 400 страниц за шестнадцать часов. Допустим, час времени стоит 30 долларов. Читая три книги каждый месяц, вы теряете 1500 долларов в месяц, или 18 тысяч долларов в год», — говорится на сайте Essenly.

Получить доступ к пересказу новинок отечественной и зарубежной литературы можно примерно за пять тысяч рублей в год. Это значительно дешевле, чем покупать оригиналы книг. Но куда важнее, что саммари экономят время читателя. Двадцать минут на книгу — стандартная формула для изложения.

«Люди по-прежнему любят читать, просто темп жизни не оставляет им для этого достаточно времени. Собственно, именно эту проблему мы и решаем форматом саммари — позволяем освоить максимум ценных идей из книги за минимум времени и без потери в качестве», — говорит основатель проекта Smart Reading Михаил Иванов.

С каждым годом число клиентов сервисов саммари стремительно растет. Компании делают ставку не только на сектор b2c (бизнес для потребителя), но и на b2b (бизнес для бизнеса). Причем у getAbstract и Smart Reading b2b-сектор в приоритете. К примеру, среди корпоративных клиентов getAbstract порядка тридцати крупных российских компаний. У российского проекта Smart Reading около пяти тысяч персональных подписчиков и порядка семидесяти корпоративных. Услугами сервиса пользуются компании разного калибра — от Сбербанка и MasterCard до производителя компьютерной игры «Танки». География подписок Россией не ограничивается. Есть клиенты из Казахстана, Украины, Белоруссии. В будущем компания планирует масштабироваться и выйти на новые иностранные рынки.

«Мы как раз думаем о небольших языках, на которых мало контента. Например, азербайджанский или грузинский. За счет выхода саммари можно быстро нарастить базу знаний на этих языках. Мы уже начали продавать права на украинский язык», — говорит Михаил Иванов.

Дело опытных чтецов

Процесс создания саммари проходит в несколько этапов. Так, команда сервиса getAbstract для отбора новинок нон-фикшен просматривает тысячи книг, посещает книжные ярмарки, сотрудничает с известными издательствами, такими как МИФ или «Эксмо». Каждый материал проходит строгую коллективную оценку и получает свой рейтинг в соответствии с тремя базовыми критериями: применимость на практике, новизна и стиль. Отобранная книга попадает к автору для дальнейшей проработки.

Над каждым изложением работают три-четыре человека. Главное требование к претенденту в авторы саммари — соответствующее образование и практические знания в области. Например, у Александры Галимовой, составляющей саммари для Smart Reading в рубрику «семья», три сына: 21, 17 и четырех лет. А Ирина Машленко, пишущая о политике, экономике, образовании и здравоохранении в США, сама живет в Нью-Йорке. Всего в Smart Reading работают порядка двадцати профессиональных чтецов.

Сервис getAbstract предпочитает выстраивать работу с журналистами ведущих изданий. Кроме того, для перевода кратких изложений на русский язык компания создала собственное российское издательство.

«Десять лет назад рынок переводной литературы в России был в очень плохом состоянии. Это выражалось и в низком качестве переводной бизнес-литературы. Был даже случай, когда из-за одного-двух некачественных переводов для getAbstract мы отказались от работы с одной известной российской переводчицей, которая на тот момент официально перевела больше двадцати пяти книг», — говорит Алексей Мирошниченко.

Сервис Essenly работает по совершенно иному принципу. Компания предлагает возможность стать ее автором любому желающему. Для этого нужно зарегистрироваться в качестве автора, добавить контент и пройти модерацию. Авторы текстов получают до 70% от продаж своих материалов.

Вне зависимости от авторства все саммари проходят обязательную проверку качества. Как и в любом издательстве, в сервисах саммари есть редакторская команда, которая вычитывает и правит тексты. Если книга специализированная, ее краткая версия поступает на рецензию к эксперту. Саммари русских книг согласовываются с авторами.

Что касается структуры саммари, то у каждой компании она своя. Например, у getAbstract изложение включает рейтинг, рекомендацию, основные идеи книги, краткое содержание, цитаты, сведения об авторе и ссылку на источник оригинального контента. У Smart Reading структура саммари построена по принципу содержательного изложения книги, краткого резюме или десяти мыслей автора, и ссылок. Часто текст сопровождается комментариями, полезными для понимания ключевых идей книги, а само саммари может достигать двадцати страниц печатного текста. Essenly предлагает два формата: конспект книги или ключевые идеи автора.

Помимо текстовых изложений компании выпускают и аудиопродукт. На сайте Smart Reading можно найти аудиосаммари 459 книг из семи категорий — от бизнеса до технологий. Среди изданий есть и те, что появились на русском языке впервые, то есть на момент создания саммари книга еще не была переведена на русский язык. К примеру, потрясающая книга Тима Ноукса «Библия бега. Свод знаний о беге» была написана еще в 1987 году, но русскоязычной аудитории стала доступна недавно и во многом благодаря краткому изложению сервиса саммари.

Умный календарь и книга-библиотека

Рынок саммари не ограничивается текстовым и аудиоформатом. В погоне за вниманием читателя сервисы осваивают новые формы подачи информации. Например, визуализацию. И речь идет не о детских комиксах. Компании разрабатывают и продают «картинки для взрослых» — инфографику на темы личного и бизнес развития.

Самый популярный продукт нового формата, по словам основателя Smart Reading, — умный коуч-календарь. Выглядит он как обычный настенный календарь, на котором каждый месяц появляется инфографика на ту или иную новинку нон-фикшен. Например, календарь на 2020 год с оптимистичным названием «Здоровый и счастливый год» создан по двенадцати бестселлерам на тему долголетия и ЗОЖ. Среди них и нашумевшая в свое время «Психология стресса» Роберта Сапольски, и основанная на результатах крупнейшего исследования долгожителей «Правила долголетия» Дэна Бюттнера.

Для российского рынка это новшество. Пока подобные календари с инфографическими конспектами в коммерческих целях в России выпускает только Smart Reading. Концепцию календаря компания разработала еще в прошлом году, а в этом году связала умный календарь со своей электронной библиотекой. Теперь на каждой странице с инфографикой есть QR-код, отсканировав который можно скачать саммари книги в текстовом и аудиоформате. Стоимость умного календаря — порядка 1500 рублей. Дороговато, но идет хорошо.

«В прошлом году было куплено сорок тысяч календарей с инфографикой на тему “Личное развитие”. В этом году мы выпустили календарь по развитию гибких навыков и календарь ЗОЖ, а также сборник инфографики в виде книги», — говорит Михаил Иванов.

Выпуском календарей компания решила не ограничиваться. Тем более что в ее библиотеке уже более 150 картинок с инфографикой. Команда Smart Reading совместила все наработки и создала своего рода библиотеку бестселлеров в одной книге. На каждой странице издания изображена инфографика, за которой следуют десять ключевых идей автора.

«50 лучших книг по саморазвитию в инфографике» вышла на прилавки в этом месяце. Интересно, что книга стоит как умный календарь, хотя по объему информации превосходит его почти в пять раз.