Четыре года без крупных спортивных мероприятий в России. Четыре года без национального флага и гимна на международных соревнованиях. Подчеркнуто нейтральная форма для российских спортсменов даже без упоминания в уже известной аббревиатуре OAR (Olympic Athlete from Russia — Олимпийский атлет из России) слова Russia. 145 российских спортсменов, не допущенных на Олимпиаду в Токио (2020) и в Пекине (2022). Четыре года без российских представителей практически во всех международных организациях. А в довесок к этому внушительный штраф и запрет российским госслужащим посещать любые международные спортивные мероприятия. В том числе президенту. Так разрешился глобальный допинговый скандал, который начался еще в 2015 году.
Спорту больших достижений в России нанесен сокрушительный удар. Ситуация такова, что даже если РУСАДА и станет подавать апелляцию на решение WADA, вряд ли наши юристы смогут существенно изменить принятый столь единодушно санкционный список. В лучшем случае получится что-то смягчить.
«Не бывает дыма без огня, понимаете? Нам дали последнее китайское предупреждение, но мы выводов так и не сделали. А теперь этот негатив ляжет на всех», — сетует Григорий Дрозд, чемпион мира и Европы по боксу. Уже сейчас многие предрекают отток больших спортивных специалистов из страны. Говорят и о неминуемом провале по всем спортивным вузам.
«Наша сборная по баскетболу сейчас пробивается на Олимпиаду. И теперь она будет жить с мыслью, что все это может быть напрасно, — делится Сергей Быков, профессиональный баскетболист, ставший в составе сборной России чемпионом Европы по баскетболу. — А мы и так сейчас теряем позиции в мировом баскетболе. Я хорошо знаю по себе, каково это для спортсмена — пропустить соревнование такого уровня. Если ты тренируешься с детства и это твой образ жизни, заложенный годами, то такие ситуации просто опустошают и деморализуют».
Но, быть может, самое болезненное — это неопределенность, в которой оказались спортсмены нового поколения, только-только набравшие форму для больших соревнований. Что теперь станет для них мотивацией, которая будет двигать ими, будет заставлять преодолевать боль, переносить травмы? Мировые первенства — заветная цель любого спортсмена, и, если ее заблокировать, руки опустятся сами собой.
Конечно, трудно не разглядеть в таком свирепстве Международного антидопингового агентства политической подоплеки. Вряд ли чиновники WADA, в работу которого более всего вкладывают деньги именно США (из 29 млн долларов, ежегодно поступающих в агентство, два миллиона отсчитывает Вашингтон), с такой же строгостью изучают допинг-пробы нероссийских спортсменов и с такой же жестокостью их затем карает. Но то, что сами российские бюрократы наследили изрядно, лихо переступили «красную черту» и дали столько удобных поводов разрушить до основания и без того еле теплящийся авторитет российского спорта в мире, нет сомнений даже у самых отчаянных патриотов.