«Роскосмос» представил на утверждение правительства два эскизных проекта новых ракет-носителей сверхтяжелого класса, которые потребуются для полетов на Луну. Первая из них — «Енисей». Она сможет доставить на орбиту естественного спутника Земли полезную нагрузку массой 27 тонн. Эту ракету планируется задействовать для запуска пилотируемого транспортного корабля «Орел» и лунного взлетно-посадочного комплекса, на котором, собственно, и должны прилуниться наши космонавты. Кстати, буквально на днях стало известно, что «Орел» оказался почти на 2,3 тонны тяжелее, чем записано в техническом задании «Роскосмоса». Но для доставки модулей, из которых будут строить лунную базу, мощности «Енисея» недостаточно. Именно поэтому «Роскосмос» предложил сделать более грузоподъемную версию данной ракеты — «Дон». Она сможет доставить на поверхность Луны почти 33 тонны полезной нагрузки. То есть в теории позволит построить там полноценную обитаемую станцию.
Хотя оба варианта нового сверхтяжелого носителя достаточно унифицированы, разница в стоимости их создания весьма значительна. Если верить данным организации «Агат», занимающейся экономической экспертизой проектов в нашей ракетно-космической отрасли, на создание «Енисея» потребуется не менее 700 млрд рублей, а на разработку «Дона» — свыше триллиона. Эта оценка скорее всего минимальна и не включает в себя ряд затрат, в частности на подготовку производства и организацию серийного выпуска ракет-носителей. Правда, глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин пообещал, что «Енисей» будет стоить примерно в четыре раза меньше американского аналога, но конкретные цифры назвать не смог. Однако известно, что на разработку новой сверхтяжелой ракеты Space Launch System (SLS) американцы запланировали потратить 35 млрд долларов (2,2 трлн рублей), а один ее запуск будет стоить 0,5–1 млрд. Исходя из этого можно предположить, что каждый старт «Енисея» обойдется российскому бюджету примерно в 125–250 млн долларов.
Но деньги здесь не главное. У «Енисея», как, собственно, и у «Дона», пока нет никаких задач помимо строительства базы на Луне и доставки туда наших космонавтов. Именно по этой причине некоторое время назад Научно-технический совет госкорпорации вместе с бюро Совета РАН по космосу приняли совместное решение отправить проект российской сверхтяжелой ракеты на доработку. И в новой концепции разработки сверхтяжелой ракеты задачами названы запуск на орбиту крупных научных обсерваторий и отправка в дальний космос тяжелых исследовательских аппаратов. Так, предполагается, что уже в 2024 году к Луне отправится автоматическая межпланетная станция «Луна-26», а в 2025-м — «Луна-27». Первая из них проведет картографирование и дистанционное изучение естественного спутника Земли, вторая возьмет пробы грунта на его южном полюсе. Но все это можно сделать и с уже имеющимися ракетами-носителями, в том числе с тяжелой «Ангарой А5», которую первоначально создавали в том числе для решения задач изучения Луны. Она могла бы даже доставить модули лунной станции на спутник. Но впоследствии «Роскосмос» от этой идеи отказался. Теперь решено, что «Ангара А5» будет использоваться только в качестве замены «Протонов» при запусках тяжелых телекоммуникационных спутников на геостационарную орбиту, а для лунной программы создадут «Енисей» и «Дон». Таким образом, у новых российских сверхтяжелых ракет остается только одно предназначение: доставить на Луну космонавтов и модули будущей станции. При самом благоприятном развитии событий это произойдет в 2031 году.
Но после того, как миссия будет выполнена, «Енисей» и «Дон» постигнет та же участь, что и предыдущую ракету сверхтяжелого класса — «Энергию». Наша страна потратила на создание системы «Энергия» — «Буран» порядка 20 млрд советских рублей, но так и не смогла найти ей применения. Впрочем, последний факт объясняется еще и переломным для всей страны характером того периода, конца 1980-х — начала 1990-х годов.