В 2005 году американский изобретатель и футуролог Рэймонд Курцвейл выпустил книгу «Сингулярность близко» — сборник идей и предсказаний о том, как будет выглядеть будущее человечества. В книге утверждалось, что в 2010 году привычные нам компьютеры исчезнут, на смену им придут гаджеты, встроенные в одежду: «умные» очки, штаны, рубашки. Все они будут взаимодействовать друг с другом и помогать человеку лучше ориентироваться, следить за здоровьем, принимать решения. Поэтому в какой-то момент мы уже не сможем обойтись без них. Начало 2020-х Курцвейл отдал на откуп виртуальной реальности, когда люди станут общаться друг с другом уже не по телефону или видеосвязи, а используя полноценные 3D-модели самих себя. Дальше — больше. В 2029 году искусственный интеллект (ИИ) должен пройти тест Тьюринга, то есть стать не хуже человеческого, а к середине века наступит технологическая сингулярность — момент, когда прогресс станет таким быстрым, что окажется недоступен нашему пониманию.
Сам термин «сингулярность» пришел из математики и означает особенность чего-либо — переменной или функции. Так, в точке сингулярности наблюдается необычное поведение — например, величина может стать бесконечной или неопределимой. Писатель-фантаст Вернор Виндж в 1990-х связал такую возможность и с технологическим развитием. В своих работах и выступлениях он еще до Курцвейла рисовал масштабные технологические утопии будущего. Позже, уже в новом веке, Виндж остался верен идее сингулярности, однако указал на очевидные ограничения и возможность того, что сингулярность на самом деле не произойдет. Такое будущее он назвал эрой крушения мечты.
Главный аргумент против сингулярности — зависимость мощи программного обеспечения от «железа»: скорости процессоров и другой начинки компьютеров. Без новых прорывов в материаловедении, микроэлектронике и средствах связи массовая автоматизация забуксует. По Винджу, «железо» всегда отстает от возможностей программного обеспечения и на его модернизацию требуется все больше усилий. С ростом численности населения повышалась мощность крупнейших источников электроэнергии.
В 2000-е Виндж привлек внимание мира к экспоненциальному росту мощности крупнейших электростанций, который сопутствовал росту численности населения. Самой крупной на сегодня является гидроэлектростанция «Три ущелья» в Китае мощностью около 23 ГВт. При этом численность населения Земли приближается к восьми миллиардам человек, но рост замедляется. Для продолжения экспоненциального роста мощностей, по логике Винджа, должно расти и население, в перспективе — до ста миллиардов человек. Ясно, что это крайне маловероятно. Получается, что приближение сингулярности возможно лишь в случае появления кардинально новых технологий — и в энергетике, и в компьютерном «железе». Продолжение этой линии Виндж видел в вероятном экологическом шоке, с возможным потенциалом снижения населения до трех миллиардов человек, и началом «эры благоденствия». Но и это кажется маловероятным. В дальнейших своих размышлениях Виндж в итоге вообще «ушел от Земли», решив, что единственный надежный путь спасения — появление самодостаточных поселений за пределами планеты.