С тех пор как в 1933 году в Германии к власти пришли нацисты, весь мир задавался вопросом: как это могло произойти в стране великой культуры, давшей миру целую плеяду величайших философов, ученых, деятелей культуры, чье творчество было пронизано гуманизмом? И к тому же в стране, которая в те годы была одной из самых демократичных в мире? Еще одну попытку ответить на этот вопрос предпринял классик современной макросоциологии англо-американский социолог и политолог Майкл Манн на примере не только Германии, но и других стран, подпавших под влияние фашизма. Его книга «Фашисты» — первая часть дилогии, вторую часть которой представляет работа «Темная сторона демократии», посвященная объяснению феномена этнических чисток, а попросту говоря, массовых убийств. Так получилось, что в русском переводе вначале вышла вторая часть, рецензию на которую мы уже публиковали (см. «Зло находится рядом», «Эксперт» № 42 за 2016 год), так же как интервью самого Майкла Манна (в том же номере журнала).
С самого начале Манн подчеркивает, что нельзя отмахнуться от фашизма как исчерпанной темы, как тупика, из которого человечество благополучно вырвалось, поскольку фашизм представляет собой радикальную парамилитаристскую версию национального государства, «самое крайнее выражение господствующей идеологии нашей эпохи». Вот почему надо предельно серьезно относиться к возможности возрождения фашизма. Ведь фашизм стал реакцией на послевоенные кризисы: идеологический, экономический, военный, политический. Но разве сегодня мы не переживаем аналогичную эпоху, хотя причины кризисов, поразивших современный мир, другие?
Манн исследует облик фашизма в европейских странах, которые так или иначе подпали под его власть или сильное влияние. Это Италия, Германия, Австрия, Венгрия, Румыния и Испания. Хотя фашистские движения в этих странах имели свои особенности и назывались по-разному, а их политика была различной во многих важных деталях, автор показывает черты, которые, безусловно, делают их общим явлением. Манн пишет: «Я определяю фашизм исходя из его ключевых ценностей, действий и организации. Если говорить очень кратко, фашизм — это попытка создать трансцендентное национальное государство, при помощи парамилитаризма проведя народ через чистки». При этом Манн усматривает пять общих черт у фашизма, независимо от страны происхождения:
— национализм, причем в форме преданности идее «целостной», «органичной» нации;
— этатизм, то есть поклонение государственной власти, причем именно авторитарной. Манн отмечает, что в нашу эпоху этатизм вышел из моды и даже авторитарные режимы называют себя демократическими. Но, как он иронически замечает, остается подождать, «пока неолиберализм, якобы способный обойтись вовсе без государства, причинит миру столько же вреда (как авторитаризм. — “Эксперт”), — и, быть может, эта неприязнь к сильному государству померкнет»;