Человеку свойственно бить, так же как кошке — царапаться: он бьет и когда дерется, и когда работает, это универсальный способ выброса энергии, рассуждает Константин Бессонов, сооснователь новосибирской компании «Ропат».
В начале 2000-х Бессонов познакомился с известным в Новосибирске ученым Виктором Кувшиновым, за которым закрепилась слава человека, придумавшего самый быстрый свайный молот в мире. Многие считали это фантастикой, но оказалось, что идеи Кувшинова вполне осуществимы в «железе». Нашелся производственный партнер — завод «Сибтекстильмаш», где начали выпускать первые сваебойные молоты по разработкам Кувшинова, впоследствии запатентованным. В 2005 году была основана компания «Ропат». Самого Виктора Кувшинова уже нет в живых.
В производстве сваебойных гидравлических молотов для промышленного и гражданского строительства «Ропат» стал одним из пионеров на российском рынке. Кроме гидравлических бывают еще дизельные сваебойные молоты — их в России уже делали. Дизельные сваебои отличаются от гидромолотов, как говорят сами сваебойщики, примерно как «Лада Гранта» от мерседеса. Принцип работы гидромолотов основан на давлении гидравлической системы, ну а дизельный работает по тому же принципу, что и дизельный двигатель: ударная часть молота поднимается за счет энергии взрыва.
Преимущества гидромолотов — более высокая производительность, экологическая чистота и более низкий уровень шума и вибрации, а также наличие технических возможностей для регулирования силы удара по свае, в отличие от дизельных, бьющих с одинаковой силой.
Но и по сравнению с другими гидромолотами у техники «Ропата» есть существенные плюсы, заявляет Константин Бессонов. Прежде всего это рекордная частота ударов: большинство молотов для промышленного и гражданского строительства делают 40–45 ударов в минуту, а разработанный Кувшиновым — 60 (речь идет о молотах небольшой мощности, от трех до семи тонн). Высокая производительность молотов «Ропата» связана с тем, что в своей работе они используют энергию отскока ударной массы для усиления удара. Обычно ударная часть молота (ее сваебойщики называют «бабой») поднимается наверх и падает вниз, производя удар о сваю. Потом гидроцилиндр снова поднимает «бабу» наверх. Кувшинов придумал, как поймать «бабу» на отскоке, и ее не приходится разгонять с нуля для каждого нового удара. «Этот алгоритм работы молота немного похож на ведение баскетбольного мяча, когда мы его подхватываем на отскоке. Получается колоссальный выигрыш по производительности и энергоэффективности молота», — объясняет Константин Бессонов.