«Силовые машины» усиливаются бюджетными деньгами

23 декабря 2019, 00:00

СЕРГЕЙ КОНЬКОВ/ТАСС
«Силовые машины» взялись за мощные турбины с помощью государства

Компания Алексея Мордашова «Силовые машины» ожидаемо победила в конкурсе на получение из бюджета субсидии на разработку газовых турбин большой мощности.

Субсидия в размере пяти миллиардов рублей предназначена для финансирования НИОКР по созданию двух газовых турбин с диапазонами мощности 60–80 и 150–180 МВт.

Турбины с такими параметрами в России не делают, мы закупаем их у иностранных производителей, таких как Siemens или General Electric. Сегодня парк этих машин в России примерно на 70% состоит из агрегатов зарубежного происхождения. Учитывая введенные против России санкции (история с поставкой в Крым турбин от Siemens; большая вероятность отказа поставлять запасные части) и перспективную программу ДПМ-2 (модернизация ТЭЦ с заменой устаревших генерирующих мощностей), решено организовать производство собственных турбин большой мощности. Вернее, возродить: в СССР на Ленинградском металлическом заводе (входит в состав «Силовых машин») еще в середине 1970-х было освоено производство турбин мощностью 100 МВт, на тот момент самых мощных в мире.

Сейчас «Силовые машины» заявляют, что к концу 2023 года выведут на рынок две турбины: мощностью 65 и 170 МВт с КПД выше 35%. По обеим турбинам у «Силовых машин» серьезный задел: турбина 65 МВт была построена в единичном экземпляре, ее даже испытывали на московской ТЭЦ-9. Однако из-за того, что первая программа ДПМ предполагала серьезные штрафы за срыв сроков, а эта турбина не могла в них вписаться, испытания свернули, турбину отправили производителю, а генерирующая компания закупила импортные агрегаты. Кроме того, в ходе испытаний выяснилось, что у турбины повышенный расход масла. Что касается ГТЭ-170, то по ней работы тоже велись: она была спроектирована в развитие турбины мощностью 160 МВт, которая в 2000-е производилась по лицензии Siemens и на которой был достигнут уровень локализации 60%. Все это позволило «Силовым машинам» приступить к реализации проекта по производству турбин большой мощности и начать финансировать НИОКР за счет собственных средств еще больше года назад: в начале октября был подписан приказ о создании конструкторского бюро по газовым турбинам. При этом, как ранее говорил журналистам Николай Фокин, главный конструктор — начальник специального конструкторского бюро газотурбинных установок, если бы компания не получила эту субсидию, работы после корректировки программы все равно продолжились бы.

Несмотря на то что «Силовые машины» участвовали в конкурсе на субсидию в гордом одиночестве, конкуренты на российском рынке производства газовых турбин большой мощности имеются. Это прежде всего те же иностранные производители, Siemens и General Electric, в партнерстве с российскими компаниями («Газпром энергохолдинг» в первом случае и «Интер РАО» — во втором), а также Объединенная двигателестроительная корпорация, входящая в «Ростех». Побороться есть за что: в России будет реализована программа модернизации генерирующих мощностей ТЭЦ ДПМ-2. Иностранным производителям, чтобы участвовать в поставках оборудования по этой программе, необходимо достичь уровня локализации 90%.

Собственно говоря, такая же проблема стоит и перед «Силовыми машинами». Дело в том, что горячую часть турбины — камеру сгорания и лопатки — в России не производят. Как и блоки управления. Все это нужно импортозаместить. В планах «Силовых машин» либо возродить собственное литейное производство лопаток, восстановив ранее существовавший литейный комплекс, либо организовать такое производство с кем-то из российских партнеров. Выбрать приемлемый вариант планируют до конца года. Еще одна проблема, стоящая в полный рост как перед «Силовыми машинами», так и перед другими претендентами, состоит в том, что программа ДПМ-2 ограничивает капитальные затраты генерирующих компаний при модернизации мощностей. Ранее в интервью ТАСС генеральный директор «Силовых машин» Тимур Липатов отмечал, что предельный CAPEX для наиболее распространенного диапазона мощностей составляет 33 тыс. рублей за установленный киловатт, из-за чего проекты с газовыми турбинами не могут попасть в эту программу. По его словам, в проектах, реализуемых с нуля при использовании турбин ГТЭ-170 без учета особых условий, например сейсмичности, строительство обойдется в 55–65 тыс. рублей за киловатт. Замена турбины или перевод станции на парогазовый цикл будет стоить дешевле, но все равно это от 40 тыс. рублей за установленный киловатт мощности. В связи с этим Тимур Липатов считает, что ограничения по капитальным затратам стоит отменить.

Далеко не все участники рынка согласны с этим, и дискуссии по поводу условий реализации ДПМ-2 продолжаются.