Мы начнем эту статью с констатации практически чуда. Не можем промолчать. Наш специальный корреспондент Марина Ахмедова несколько дней назад опубликовала пост, в котором рассказала, что малышу с тяжелым врожденным заболеванием требуются лекарства, стоимость которых составляет 14 млн рублей. Кажется, даже сама Марина не ожидала того, что произошло. Деньги были собраны за два дня! Спасибо вам!
А теперь о прогнозах на следующий год. В этом номере мы, как и год назад, обратились к экспертам по экономике и политике, чтобы узнать их ожидания на 2020 год. По технологическим и культурным событиям мы решились выступить экспертами сами.
Будущий год в экономике должен принести нам некоторое оживление, вопреки пессимизму Минэкономразвития. Максимальный прогноз, который дали нам эксперты, выглядит очень хорошо — 3,5% роста ВВП. Хотя таких оптимистов и немного, большинство экспертов отмечает, что концентрация ресурсов в госсекторе и нацеленность президента на старт крупных проектов должны в 2020 году привести к заметному росту госинвестиций, а с ними и к ускорению роста. Как отмечает один из экспертов, «никакого другого источника оживления нет, так как то количество денег, которое было изъято из экономики, никак иначе, кроме как госинвестициями, компенсировано быть не может». При этом потребительский спрос и частные инвестиции останутся на низком уровне. И для того, чтобы 2020-й не стал последним годом роста (что в преддверии выборов будет совсем ни к чему), правительству придется задуматься о мерах стимулирования частной активности и роста доходов домохозяйств. Принять такие решения на фоне оживления будет легче.
Международные рынки таят в себе по-прежнему много угроз. Среди них, как всегда, падение доллара и дефолт по американскому долгу, к этому присоединились долговые проблемы теперь уже Китая, кризис недвижимости в Гонконге, и даже компании, занимающиеся добычей сланцевой нефти в США, представляют угрозу мировой стабильности. Однако рынок и регуляторы научились обманывать негативные ожидания. Все и в прошлом, и в позапрошлом году ждали глобального кризиса, видя в том числе денежное сжатие со стороны ФРС США. А она вдруг — раз! — и опять вернулась к количественному смягчению. Поэтому в этом году коллапса больше не ждут. Не исключено, что разнообразие факторов, действующих на экономику теперь из-за большого количества стран — влиятельных участников событий, стало столь велико, что они частично компенсируют друг друга и кризисы, подобные 1997–1998-му и 2008 году сейчас невозможны.