Москва: гирлянды притягивают миллиарды

20 января 2020, 00:00
ГАВРИИЛ ГРИГОРОВ/ТАСС
Благоустройство городов России может принести им дополнительный турпоток, а их бюджетам, если опираться на расчеты Москвы, — доходы, в 15 раз превышающие затраты

«Пир во время чумы», «Москва бесится с жиру за наш счет» — лавину подобных негативных откликов вызвали в новогодние дни разлетевшиеся по Сети фотографии девушки, стоявшей на залитой светом гирлянд столичной улице с плакатом: «Давайте детей лечить из бюджета, а на иллюминацию собирать СМС-ками». Но простые расчеты показывают: каждый вложенный из бюджета в украшение города рубль приносит в казну 15 рублей дохода от туристического потока (что сравнимо с доходами от торговли оружием и даже выше их).

Более 2500 елок, 450 шале, свыше 130 км гирлянд, 150 тыс. елочных игрушек и 100 км новогодних бус — нынче под Новый год Москва сияла ярче прежнего за счет увеличения числа площадок седьмого по счету фестиваля «Путешествие в Рождество». На 81 площадке фестиваля во всех районах города развернулись пышные ярмарки, прошли концерты, конкурсы и прочие затейные мероприятия. Здесь представили свои сувениры и кулинарные чудеса производители из 55 регионов России и более чем из 22 стран, главным образом европейских. Как рассказали «Эксперту» в комитете по туризму города Москвы, всего за месяц (с 13 декабря) фестиваль посетили 21 млн человек, из которых 5 млн — российские и иностранные туристы. По подсчетам организаторов, средний чек российских посетителей фестиваля (питание и сувениры) составил около тысячи рублей, чек иностранцев — порядка ста долларов. То есть как минимум за месяц «Путешествия в Рождество» в экономику города влито не менее 25–30 млрд рублей. При этом из бюджета столицы в этом году на оформление города к празднику и проведение фестиваля потрачено не более 1,4 млрд рублей (по данным сайта госзакупок). В департаменте экономической политики и развития города Москвы подсчитали, что каждая тысяча рублей туристического потребления (транспорт, проживание, питание, развлечения, сувениры и прочие покупки) дает 137 рублей поступлений в бюджетную систему столицы. То есть только в бюджет затраты на фестиваль могут принести не менее 2–3 млрд рублей, окупившись вдвое-втрое.

В мэрии Москвы уверены, что именно за счет вложений в различные мероприятия событийного туризма за десять лет удалось увеличить турпоток (три четверти туристов, посещающих Москву, — россияне) почти вдвое, до 21 млн человек в прошлом году. Ожидается, что по итогам 2019-го затраты туристов составят триллион рублей, от чего бюджет столицы получит около 150 млрд рублей, то есть по 100 евро с каждого гостя.