Демография — один из ключевых тезисов послания президента Владимира Путина Федеральному собранию. По примерным оценкам, новые социальные выплаты государства потребуют дополнительно до 500 млрд рублей в год. Это перераспределение средств уже в текущем году позволит повысить реальные доходы населения на один процентный пункт. Средства получат, по статистике, самые нуждающиеся — семьи с детьми.
Но и российские компании на некоммерческие цели тратят сопоставимые суммы, помогая регионам своего присутствия развиваться, поддерживают их.
Во многом госкомпании и частный крупный бизнес — это проводники госполитики. На них завязаны рабочие места, комплексное развитие территорий, продовольственное обеспечение. Часто это косвенная помощь людям, но не менее важная — современные школы, больницы, места отдыха, развлекательные мероприятия.
Такая деятельность вписывается в понятие «устойчивое развитие», прозвучавшее с трибуны ООН в 2015 году и перенятое бизнесом. Однако подобного рода деятельность российский бизнес ведет не первое десятилетие, во многом она восходит еще к социальной нагрузке предприятий СССР. Тогда на балансах предприятий находились не только производственные объекты, но и огромный сектор «соцкультбыта» — производства сами отвечали за то, в какой среде будут жить их сотрудники.
Сегодня в самом бизнесе часто происходит подмена понятий. Многие компании до сих пор воспринимают устойчивое развитие как благотворительность и социальную ответственность перед собственными работниками. Однако устойчивое развитие как понятие много шире и подразумевает, что бизнес как институция может не только решать свои собственные задачи в стремлении к прибыли, но и быть инструментом в достижении нематериальных целей в интересах государства и всего общества.
Нужно выделить несколько уровней устойчивого развития: международный — скорее декларативный, государственный — стратегический, когда страна с опорой на общество и бизнес определяет свои приоритеты развития и решает свои собственные общегосударственные проблемы. Можно выделить региональный уровень, для которого устойчивое развитие — это сбалансированное комплексное развитие территорий, и местный уровень — проблемы сообществ и конкретных людей.
«Эксперт» уже подходил к теме устойчивого развития, однако рассматривал этот процесс через призму международных веяний — стандартов и практик, пришедших к нам с трибун ООН (см. «Кто оплатит качество жизни», № 51 за 2019 год). Однако многочисленные исследования международных и российских организаций (PwC, Deloitte, KPMG, GfK, РСПП) свидетельствуют, что в России цели устойчивого развития в последние годы приживаются и интегрируются в стратегии бизнеса, хотя и с российским уклоном и спецификой. Поэтому мы решили посмотреть на достижение целей устойчивого развития через призму именно российского бизнеса и наших общественных и государственных ожиданий.