Стали экономического рывка

20 января 2020, 00:00

Минпромторг выделил квоты на 7500 тонн импортируемого металлопроката для ООО «Профессионал». Руководитель предприятия Дмитрий Воробьев планирует расширение производства в этом году и представил министерству обоснование потребности в высокопрочной стали. «Профессионал» выпускает навесное оборудование для дорожно-строительной и горнодобывающей техники. Завод активно сотрудничает с крупнейшими отечественными производителями, такими как «Северсталь», НЛМК, ММК, которые поставляют ему специальный листовой металлопрокат для производства. В то же время «Профессионал» конкурирует с иностранными поставщиками оборудования и выполняет программу импортозамещения на территории стран ЕврАзЭС. Поэтому металл для оборудования должен быть не хуже, чем у мировых грандов.

«Использование высокопрочных сталей кардинально повышает качество нашей продукции, — говорит Алексей Силкин, инженер-технолог компании “Профессионал”. — Ковши для экскаваторов, отвалы для бульдозеров и прочее навесные устройства для спецтехники — это, по сути, расходный материал, стоимость владения таким оборудованием напрямую зависит от качества стали, из которого оно изготавливается. Более прочная и легкая сталь позволяет, например, экскаватору быть производительнее, надежнее и получать быструю экономическую отдачу».

Основное отличие высокопрочных сталей — сохранении упругости, гибкости и минимальный вес. Например, характерная прочность стали для рельсов — 690–785 МПа, машиностроительной стали — 314–785 МПа. Такие стали давно освоены российской промышленностью и активно используются в экономике. Однако долгое время в России не были доступны стали прочностью 1800–2000 МПа, что ставило российское машиностроение в проигрышное положение. Менее качественная сталь дешевле, но машины и оборудование из нее менее долговечны, больше весят, а значит, экономически менее эффективны по сравнению с конкурентами.

Переход на высокопрочные стали — это не только борьба за потребителя, но и вынужденная мера: в автоперевозках вводятся новые ограничения по весу, поэтому потребители и государство заинтересованы в том, чтобы вся техника была не только долговечной, но и легкой. Поэтому переход на высокопрочные стали становится массовым, но Минпромторг старается ограничить импорт, давая преференции российской металлургии. Однако процесс полного перехода на отечественное сырье требует времени и пока не позволяет в полной мере удовлетворить производственные потребности. В связи с этим часть сортамента российские компании вынуждены закупать за рубежом по квотам.

Российские металлурги, видя массовый спрос, начинают активно осваивать внутренний рынок. Например, в прошлом году целый спектр высокопрочных сталей предложила «Северсталь». «Недавно мы начали использовать новые марки высокопрочной стали от компании “Северсталь”, и это позволяет нам динамично наращивать объемы производства», — говорит Алексей Силкин.

Другой крупный машиностроитель, компания «Тонар», выпускает самосвалы, полуприцепы и прочую дорожную технику, в изготовлении которой сейчас используются высокопрочные марки стали. Для того чтобы оставаться в рынке, российские машиностроители долгое время были вынуждены импортировать такую сталь. «Если раньше мы закупали высокопрочную сталь в Швеции, то сейчас такую продукцию стали предлагать и российские компании», — говорит директор по снабжению компании «Тонар» Николай Чмыхов.

Со своей линейкой «Северсталь» намерена занять до 70% российского рынка высокопрочных сталей в ближайшие пять лет и сократить зависимость российского машиностроения от импорта. «Новые типы стали позволяют кардинально повысить качество выпускаемой из них продукции, снизить ее металлоемкость и стоимость владения», — заключает начальник управления по продажам компаниям тяжелого машиностроения Андрей Лещенко.