Из Китая поступают пугающие новости: закрыты для въезда и выезда более десятка городов, счет погибших от нового коронавируса идет на десятки, а число заразившихся перевалило за тысячу. Видео с места событий напоминают кадры из фильмов-катастроф: спасатели передвигаются в защитных комбинезонах, но не в силах остановить эпидемию. По мнению специалистов, инкубационный период может составлять от 2 до 12 дней, а это означает, что тысячи человек могли заразиться вирусом в Китае и разъехаться по всему миру еще до карантина. В Финляндии, Южной Корее и Японии уже выявлены заболевшие. Телезрителей должны бы успокоить кадры из аэропортов мира, на которых специально обученные люди тычут высокотехнологичными приборами в пассажиров из Китая. Но эта дорогостоящая штучка всего лишь градусник-фрилансер, работающий на удалении от пациента. Хуже того, эксперты полагают, что болезнь может протекать и без температуры, а это делает бессмысленными блокпосты в аэропортах. Наблюдая за такой показухой, обыватель мог бы задаться вопросом: если зараженный пассажир находился в замкнутом пространстве от 5 до 12 часов вместе с другими, стоит ли изолировать от общества полторы сотни человек, имевших несчастье дышать одним с ним воздухом?
Страшные кадры наступающего апокалипсиса порождены двумя противоположными задачами: стремлением успокоить обывателя и желанием пощекотать ему нервы. Играют на нервах прежде всего СМИ, томящиеся от скуки в перерывах между войнами и масштабными терактами. Тут, как говорится, ничего личного — только бизнес. Но есть еще фармацевтические фирмы (чья выручка составляет десятки миллиардов долларов в год) и медицинские организации (с совокупным бюджетом, измеряемым триллионами долларов). Нагонять жути и противостоять ей за деньги налогоплательщика — их святая обязанность. Если тревога окажется ложной, отбой всегда можно поставить себе в заслугу. Промедление же при малейшем «шухере» не только грозит медикам порицанием за бездействие, но и выбивает у них почву из-под ног в заявках на увеличение бюджетов.
Вспоминая «неизлечимые» болезни прошлого, можно сказать, что за ложную тревогу никто ни разу не понес ответственности. «Птичий грипп» 1990-х годов был представлен как смертельное и неизлечимое заболевание, но затем незаметно растворился в потоке другой информации. В 2009-м пришел «свиной грипп», также грозивший человечеству безвременной кончиной. В 2014 году президент США Барак Обама объявил вирус Эбола главной угрозой человечеству. Американского президента легко понять: если его спичрайтеры, насмотревшиеся телевидения, решили, что это основная угроза, значит, так оно и есть.