Чего ожидает русский бизнес от нового правительства
Сергей Колесников , совладелец и управляющий партнер корпорации «Технониколь»:
— В это правительство я верю больше. Все, что говорят про Михаила Мишустина, я подтвержу. Он действительно сделал налоговую службу очень технологичной, уменьшил количество проверок. За последние десять лет неопределенностей в налоговой сфере стало гораздо меньше. Налоговики сделали огромный технологический шаг. И в этом плане их можно ставить в пример другим ведомствам. И тиражировать их опыт для улучшения бизнес-климата в России. В нашей стране принимается более 600 законов в год плюс 40 нормативных актов в день. Законодательство постоянно меняется. Бизнесу работать в таких условиях очень тяжело.
Для достижения амбициозных целей правительству нужно менять угол зрения на бизнес в целом и на экспортирующих промышленников в частности. Нерешенными остаются целый ряд важных вопросов, препятствующих развитию экспорта. Во-первых, валютный контроль: при миллионных контрактах на экспорт ответственность наступает за недоплату даже ста евро. Государство вроде бы делает шаги по смягчению валютного контроля, но в прошлом году никаких реальных подвижек в этом направлении нет: соответствующий законопроект завис в Госдуме. Другая проблема экспортеров — весеннее закрытие дорог, ограничения проезда грузового автотранспорта. В ряде субъектов РФ в 2018 году постановлениями региональных органов власти международные перевозки были исключены из перечня видов грузов и перевозок, на которые не распространяется временное ограничение движения в весенний период. Одновременно были установлены запреты для проезда грузовиков с определенной нагрузкой на ось. Единственный легитимный выход — покупка разрешений. Но получение разрешения на проезд одной грузовой машины, перевозящей изоляционные строительные материалы, стоит в среднем от 100 до 250 тысяч рублей в зависимости от протяженности участка до федеральной трассы. Это делает экспортные поставки продукции в Казахстан и страны АТР с апреля по конец мая невыгодными. Невозможность выполнять экспортные контракты в этот период отрицательно сказывается на экспортном потенциале российской промышленности. Промышленные предприятия несут потери, связанные со снижением производства продукции в период «закрытия» дорог и с ростом себестоимости выпускаемой продукции (в нашем случае 20 процентов продукции ориентировано на экспорт).
Андрей Бережной , генеральный директор компании «Ральф Рингер»:
— Если говорить образно, то до всех этих политических событий нашему среднему бизнесу хотелось повеситься, а сейчас многие отложили веревку в ящик. У меня надежда на то, что люди, которые связывают свою жизнь с этой страной, в том числе чиновники, наконец осознали, что дальнейшая деградация Родины несет в себе большие риски.
Мне нравится тандем Мишустин—Белоусов, я надеюсь, что это даст положительной эффект в развитии экономики. Для нас, представителей легпрома, важно, как будет складываться в дальнейшем диалог Минпромторга и Минфина, какая будет поддержка нашей отрасли. До этого, даже если возникали какие-то обсуждения на тему поддержки национального производителя, все идеи зарубались Минфином. Мне кажется, нужно в корне менять парадигму экономического развития — перестать делать ставку на доходы от экспортного сырья и их дальнейший дележ, а развивать внутренний рынок и экономику. Находясь в условиях открытой для импорта экономики, наши компании никогда не смогут начать зарабатывать.
Михаил Мишустин зарекомендовал себя как человек, который умеет выполнять задачу, пусть даже и с ошибками. Большая проблема, на мой взгляд, состоит в том, что набрать качественных людей, умных и мотивированных, для достижения больших целей крайне сложно. Возможно, новый премьер сможет распространить свой опыт в ФНС на всю экономику.
В обувной рознице меня волнуют неравные условия существования компаний. Часть из них, несмотря на запрет, по-прежнему дробит бизнес и работает по упрощенной модели налогообложения, что негативно сказывается на бизнесе компаний, которые платят полную ставку НДС. Кроме того, по-прежнему существуют каналы серого импорта обуви в страну, например через Казахстан. К чему приведет ужесточение контроля за налоговыми и таможенными схемами, большой вопрос. Не исключено, что большое количество компаний просто перестанут существовать вовсе, так как наведение порядка закономерно приведет к некоторому увеличению цен на рынке, а потребительский спрос крайне низкий.
Вадим Филатов , заместитель директора транспортной компании ПЭК:
— Мы ожидаем, что новый состав правительства во главе с Михаилом Мишустиным продолжит настраивать взаимодействие государственных регуляторов с бизнесом и способствовать развитию предпринимательства в России. Пока из всех нацпроектов, связанных с логистикой, высокий процент исполнения плана только у проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» с результатом 97,1 процента. Для транспортной отрасли сегодня необходима доработка транспортного законодательства, чтобы повысить прозрачность рынка, а также обеспечить государственный транспортный надзор за деятельностью всех грузоперевозчиков. Внутри отрасли нам предстоит доработка законодательства в части электронного документооборота.
Максим Алексеев , операционный директор логистической компании «Точка-Точка»:
— Отсутствие смены профильного руководителя Министерства транспорта в составе нового правительства — уже большое благо для транспортно-логистической отрасли в целом и конкретно для автомобильных грузоперевозок, на которых специализируется и наша компания. Обозначенные новым главой правительства приоритеты в области цифровизации, поддержки бизнеса и социальных обязательств в целом выглядят обнадеживающими. Хочется верить, что все проекты и программы в области развития транспортной инфраструктуры получат новый импульс — это один из ключевых драйверов роста отрасли грузоперевозок. Важно сосредоточиться и на законотворческих инициативах — например, связанных с «обелением» транспортно-экспедиторского блока в сфере автомобильных перевозок. Надеемся, что в рабочий процесс обсуждения в профильных комитетах будут вовлечены не только отраслевые функционеры и корпоративные лобби, но и представители малого и среднего бизнеса, руководители цеховых ассоциаций и профсоюзных неформальных лидеров.
Замедление темпов роста транспортной отрасли связано как с ослабленным внутренним спросом, так и со стагнацией уровня доверия зарубежных контрагентов. Это, в свою очередь, повлияло на общий объем внешнеторговых контрактов и отсутствие роста импортной несырьевой грузовой базы. Хотелось бы акцентировать внимание на проектах, повышающих динамику развития регионов, так как сегодня имеющиеся финансовые инструменты неэффективны за пределами московской агломерации. Нам необходимо движение в сторону децентрализации, в противном случае мы потеряем геополитическое преимущество с точки зрения владения территорией и возможности распоряжаться человеческим потенциалом.
Заложенные в Стратегию-2030 принципы развития транспортной отрасли вполне соответствуют декларируемым приоритетам нового кабмина. Вопрос в том, как далеко новое правительство уйдет от «имитационной» модели реализации планов к фактической работе.
Денис Кондратьев , генеральный директор Солнечногорского опытно-экспериментального механического завода:
— Я бы хотел, чтобы начали выполняться поручения президента в области создания экономики замкнутого цикла. Поручение было оформлено, но не выполнено кабинетом министров, ушедшим в отставку. Сейчас Владимир Путин повторно подчеркивает, что наша экономика должна стать циклической, чтобы быть конкурентоспособной. И для этого нам необходима дееспособная система расширенной ответственности производителя: тот, кто запустил в хозяйственный оборот материал, фактически является загрязнителем. Компании должны за это отвечать на сто процентов. Сегодня, например, из десяти пластиковых бутылок лишь одна перерабатывается, а девять бутылок уходят на свалки. Сегодняшние лидеры по устойчивому развитию — страны Евросоюза, Скандинавии и другие, кто достиг высоких результатов в устойчивом развитии, начинали именно с запуска механизма расширенной ответственности производителя, рачительного использования материальных ресурсов. Недавно даже в Китае стартовала такая программа, которая предполагает с 2020 года запрещение использования в производстве неразлагаемого пластика. Передовые страны уже борются не с последствиями экологических бедствий, а предотвращают катастрофы. Если раньше применение вторичных материальных ресурсов было почти стыдным, то теперь этим гордятся. Если мы хотим и дальше привлекать транснациональные компании и новых инвесторов в нашу страну, а также выходить со своим продуктом на экспорт, то должны придерживаться тех экологических принципов, которыми руководствуются во всем мире. Хотелось бы, чтобы новое правительство поддерживало подобную позицию.
Артем Белов , генеральный директор Национального союза производителей молока («Союзмолоко»):
— Мы не ждем существенных перемен в сельскохозяйственном комплексе, так как команда Минсельхоза не претерпела существенных изменений. У нас есть понятные приоритеты: наращивание объемов производства, повышение продуктивности, привлечение инвесторов в перерабатывающий сектор, выход нашей продукции на экспорт. Здесь задачи во многом системно решаются.
Если посмотреть в целом на взаимоотношения бизнеса и государства, то в последнее время усиливается давление с точки зрения различных регуляторных инициатив. К примеру, в пищевой отрасли внедряется сразу несколько систем прослеживаемости. У нас уже есть система «Меркурий», по которой можно определить весь путь продукции, от поля до прилавка. Однако сейчас в секторе запланировано внедрение системы маркировки, которая, по сути, все эти функции дублирует. Для отрасли это огромные издержки.
Происходят также серьезные ужесточения требований в сфере экологии: в части категории объектов опасности, классов опасности отходов, расширенной ответственности производителей за утилизацию упаковки и так далее. И все это происходит на фоне неустойчивой ситуации в экономике, снижения реальных располагаемых доходов населения, что напрямую влияет на наш бизнес.
В конечном счете реализация государством большого количества инициатив приводит к увеличению себестоимости производимой продукции и снижению доходности компаний, что ограничивает возможности развития бизнеса. Мы рассчитываем, что новый глава правительства достаточно глубоко погрузится в решение этих вопросов. И прежде всего наши надежды связаны с тем, что объявленная «регуляторная гильотина» — отмена или корректировка избыточных государственных актов — продолжится и позитивно повлияет на условия ведения бизнеса.
Константин Замков , руководитель направления внедрения и поддержки корпоративных решений компании «Шаресофт»:
— Я возлагаю большие надежды на новое правительство. На мой взгляд, очень важна интеграция в международный рынок: во-первых, это налаживание новых и укрепление существующих партнерских отношений с другими странами, во-вторых, обеспечение новых возможностей и упрощение текущих процедур экспорта высокотехнологичных продуктов и услуг за рубеж, и в-третьих, улучшение инвестиционного климата для привлечения иностранных инвесторов на российский ИТ-рынок. Ожидаю также внедрения в России новых технологий, которые упростят предпринимательскую деятельность для российских ИТ-компаний.
Антон Аксенов , генеральный директор Basis Genotech Group:
— Важно, чтобы перестановки в правительстве по факту не обернулись чисто косметическим мероприятием, этаким наведением марафета при отсутствии реального результата. Действительно, ситуация в экономике в целом и в здравоохранении в частности непростая. В части российских регионов расходы на здравоохранение в пересчете на душу населения снижаются, причем разница между регионами варьируется от 15,7 тысячи рублей на человека до 1,5 тысячи рублей. На зарплаты врачей может уходить до 70 процентов бюджета регионального здравоохранения. После признания на самом высоком уровне провала реформы здравоохранения задачи перед новым министром здравоохранения стоят более чем амбициозные. Господину Мурашко предстоит решить вопросы кардинального обновления инфраструктуры медицинских учреждений, проблему кадрового дефицита врачей (начиная с младшего медицинского персонала, кстати), разобраться со сложностями в обеспечении льготников лекарствами, с доступностью высокотехнологической помощи. Слабая медицина в стране по факту означает колоссальные экономические потери.
Александр Ручьев , президент ГК «Основа»:
— Перед новым вице-премьером Маратом Хуснуллиным стоят глобальные задачи в масштабе страны: модернизация строительной отрасли и обеспечение реализации национального проекта «Жилье и городская среда». Уверен, что Марату Шакирзяновичу под силу их решение. У господина Хуснуллина огромный, успешный и, что особенно важно, профильный опыт. Крупнейшие московские стройки, строительство десятков новых станций метро, самые громкие и крупные инфраструктурные проекты — все это он лично курировал и держал на контроле. Именно такой опыт нужен для выхода на плановые объемы строительства, обозначенные главой государства. В качестве одной из приоритетных для себя задач новый вице-премьер также обозначил изменение нормативной базы и освобождение стройки от необоснованных ограничений. Это хороший знак для бизнеса, для девелоперов. О необходимости таких изменений участники рынка говорят уже давно. Реализация новым правительством этих планов будет способствовать выводу отрасли из стагнации.
В подготовке материала принимали участие Алексей Грамматчиков, София Инкижинова, Вера Кузьмина, Алексей Щукин, Александр Лабыкин