На поддержку развития российского нефтегазового машиностроения Минпромторг намерен до 2024 года направить 34 млрд рублей. Механизмы помощи будут разными, в том числе это льготные займы от Фонда развития промышленности (ФРП), единая субсидия на НИОКР и финансирование проектов по выпуску оборудования для средне- и крупнотоннажного производства СПГ. Ранее планировалось уже к 2020 году снизить в нефтегазовом секторе зависимость России от иностранной техники и комплектующих до 20%. Но недавно глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что доля импорта в нефтегазовом оборудовании составляет 50% — против 60% на момент введения санкций в 2014 году.
Импортозамещение буксует
По мнению Дениса Пигарева, консультанта Vygon Consulting, необходимый уровень господдержки нефтегазового машиностроения требует оценки с участием представителей отрасли. Технологические проекты в этой области дорогие, а, к примеру, максимальный льготный кредит от ФРП — 500 млн рублей и не более 50% общего бюджета, и этого может оказаться недостаточно. Нужно учитывать специфику отрасли и создавать специальные механизмы поддержки, как это было сделано в случае с оборудованием для гидроразрыва пласта (ГРП), в отношении которого активно идет процесс замещения импорта, рассуждает эксперт.
«Государство должно сделать так, чтобы нефтяники и газовики сами работали с российскими институтами и предприятиями, — полагает Елена Логинова, директор компании “Московские нефтегазовые конференции”. — Например, через механизм лицензионных соглашений, если прописать там обязательства по использованию продукции российского производства».
В том, что российское машиностроение в нефтегазе необходимо поддерживать, сомнений нет. Впереди у отрасли новые проекты по добыче трудноизвлекаемых запасов нефти (ТРИЗ), так как традиционные запасы сокращаются, а для арктических проектов необходимо дорогостоящее оборудование, притом что пока в России добывающие морские платформы не производят серийно.
«В ближайшие пять лет главная задача — поиск и внедрение новых технологий для добычи нефти на морских платформах и шельфах Арктики, — утверждает Дмитрий Александров, главный стратег инвестиционной компании “Универ Капитал”. — Технологии должны быть разработаны таким образом, чтобы себестоимость производства нефти обеспечивала конкурентоспособную цену на рынке».
Эпопея с импортозамещением в российской нефтегазовой отрасли приобрела ускорение сразу после введения санкций. До этого почти полностью на откуп иностранным производителям был отдан один из важнейших сегментов — оборудования и технологий для проведения ГРП (зависимость от импортного программного обеспечения для моделирования ГРП составляла 99%); по насосам высокого давления и скважинному оборудованию доля импорта достигала 80%. Чтобы изменить ситуацию, был утвержден пятилетний план импортозамещения в отрасли.