Главы государств не берутся из ниоткуда. Библейский царь Давид сперва был пастухом, но потом стал героем и успешным военачальником, то есть это армейский выдвиженец. Таким же армейским выдвиженцем был византийский император Юстин — крестьянин, ставший генералом.
Высшая европейская знать исконно военная косточка. Так же и российские великие князья. Уже в позднем Средневековье по мере образования государств как таковых правители становятся государственными деятелями по преимуществу. Но эполетов монархи, а их в Европе немало, не снимают и по сей день.
Только в Средние века сложились наследственные династии. Никогда не работавший без сбоев династический принцип все же ограничивал первыми фамилиями государства круг тех, кто мог стать его первым лицом. А уж меж ними могли возникать жестокие конфликты — вспомним Ланкастеров и Йорков или российскую Смуту после пресечения главной линии Рюриковичей.
При переходах к республиканскому строю или к ограниченным монархиям узкий круг распадался. Место знати занимали революционеры, а потом союзы старой аристократии, высшей буржуазии, верхних слоев других классов общества и профессиональных политиков — элиты. На высшие посты они теперь спокойно пропускают людей даже из низов, но быстро сменяют их в ходе частых ротаций.
Россия в этом смысле и похожа, и не похожа на другие страны европейско-средиземноморского ареала. И здесь сто с небольшим лет назад образовалась республика, а к власти стали приходить люди самого простого звания. Но на протяжении XX века все они должны были быть членами одной единственной организации с очень жесткой иерархией и строгим уставом: КПСС. Она неформально и формально (через своих представителей) возглавляла и представительную, и исполнительную власть. Запретивший эту организацию Борис Ельцин никогда не стал бы президентом, не будь он прежде ее членом.
В поисках того, кто станет его преемником, политическая система России не нашла такового среди революционных элит, родом из горбачевской Перестройки, и обратилась к элите спецслужб. После распада СССР и краха советской власти этот институт сохранился в почти неизменном виде, не растеряв авторитета и влияния. Но характерно, что ставший премьером, а потом президентом бывший глава ФСБ Владимир Путин не был чужим и для революционной элиты как былой соратник ее яркого представителя Анатолия Собчака.
Автономная от государства политическая элита западного типа за прошедшие годы пока так и не успела сформироваться. Представительные органы в России имеют двойной характер: не только политической власти, но и политического аппарата государства, как правило, действуя под неформальным руководством его исполнительной ветви.