Обычно подведение итогов банковского года невозможно без оценки влияния макроэкономической ситуации, но минувший год — особенный: ничего интересного в макроэкономике не случилось, зато все сложнее делать что-либо без оглядки на Банк России, требования которого оказывают все большее влияние на бизнес-модель самых разных групп банков.
В 2020 году мы стоим на пороге начала полномасштабного внедрения целой системы участия ЦБ в банковском рынке (см. схему). Эти изменения затрагивают все аспекты деятельности банков — от продаж продуктов до обеспечения учетной функции.
Первый элемент — система макропруденциального регулирования — начала создаваться еще в 2016 году и находится сейчас в наиболее продвинутой стадии. Постепенно от простого надзора за кредитной деятельностью банков ЦБ фактически переходит к направляющему воздействию на кредитование.
Второй элемент — система быстрых платежей (СБП) — была запущена в 2019-м, но ее развертывание начнется только в нынешнем году. СБП — главный вызов для комиссионных доходов банковской системы.
Третий элемент — маркетплейс Банка России — в сочетании с удаленной идентификацией стремится играть важную роль в продаже банковских продуктов, заменяя филиальную сеть и возможности интернет-сайтов и приложений банков. Учет этих операций берет на себя Регистратор финансовых транзакций (РФТ), создаваемый на базе Московской биржи.
Маркетплейс будет запущен только в этом году и обещает стать главной угрозой для чистого процентного дохода банков.
Рассмотрим эти вызовы последовательно.
Макропруденциальное регулирование
Поначалу позиция регуляторов по отношению к кредитованию была такова: регулятор не может и не должен решать, кого надо, а кого не надо кредитовать, — с этим лучше справится рынок. Но необходимо установить правила, чтобы банки не превышали лимиты концентрации, не кредитовали преимущественно своих акционеров, а также адекватно отражали качество кредитов, столкнувшись с проблемами заемщиков.