— Сергей Иванович, какую стратегию вы бы рекомендовали бизнесу в условиях затянувшейся стагнации экономики?
— Мы всегда говорим бизнесу, что надо расти, надо преодолевать барьеры, искать продукты с высокой наценкой, вместо того чтобы, как все, играть скидками. Смотрите: в 2018 году в России было открыто 657 заводов, а в 2019-м — 507, то есть меньше. Но не все страны мира открывают и по 507 заводов в год, тем более что здесь учтены только новые предприятия, без модернизированных (см. графики. — «Эксперт») При этом заводов построено меньше, чем в 2018 году, но денег инвестировано больше. Это означает, что строятся более производительные, более современные предприятия.
— Инвесторы преимущественно наши или иностранные?
— Подавляющее большинство инвесторов — отечественные, хотя и иностранцы продолжают нести сюда деньги: китайцы, немцы, американцы, голландцы. А ставка у иностранцев очень простая: такой прибыли, как в России, нет нигде. Даже близко. Риск, правда, вырос, но ради прибыли они готовы рисковать.
— Тем не менее практически на всех рынках наблюдается падение или стагнация спроса, что затрудняет, во всяком случае для российского бизнеса, процесс инвестирования.
— Я бы посоветовал обратить внимание не на падение спроса, а на изменение его структуры и дробление. По большому счету происходит устаревание многих рынков. Все это почувствовали, например, в проявлениях шеринг-экономики. Она очень много что поменяла. Где? В автодилинге: развитие каршеринга, карпулинга и прочего почувствовали очень сильно перевозчики, таксомоторный бизнес. Потом это докатилось до бизнеса гостеприимства, включая и размещение, и еду. Когда вы сделали себе на Новый год таз салата оливье и полтаза у вас осталось, а еще у вас есть две банки малосольных патиссонов, вы можете осчастливить друзей по фейсбуку, предложив им салат с патиссонами. То же самое происходит, когда вы поехали в отпуск и выставили свою квартиру на Avito.ru. И отели очень это почувствовали: четверть спроса ушла туда, особенно это заметно на больших трафиках. Накануне Нового года в зооотелях Петербурга закончились места, зверя домашнего негде было оставить. Почему? Потому что весь народ куда-то поехал, люди стали намного более мобильны. Ведь еще лет пять назад, если бы вы спросили про зоогостиницу, вас бы не поняли. А там где-то уже маячит спрос на гостиницы для растений — кстати, первый такой отель в Петербурге запустился в прошлом году.