Генеральный директор компании «Татнефть» Наиль Маганов сообщил, что она намерена реализовать проект, позволяющий увеличить добычу нефти на уже эксплуатируемых ею зрелых месторождениях.
Для этого компании нужно будет закупить необходимое оборудование, пробурить дополнительно более 20 тыс. скважин и получить льготу по НДПИ от федерального правительства сроком на три года на всю нефть, добытую из новых скважин. Объем необходимых инвестиций — 995 млрд рублей. Планируемые результаты — дополнительные 245 млн тонн нефти, которые будут добыты в течение 25 лет. Аналитики Sberbank CIB назвали этот проект «очень смелым с точки зрения поставленных целей, так как он предполагает увеличение годовой добычи нефти “Татнефти” на 50 процентов и более».
По словам Наиля Маганова, проект был представлен еще старому составу правительства — в частности, с ним ознакомились Дмитрий Козак, на тот момент вице-премьер, и Денис Мантуров, глава Минпромторга. Смена кабинета, судя по всему, притормозила процесс, однако в компании надеются на продолжение диалога и принятие конкретных решений.
Наиль Маганов сообщил журналистам, что «Татнефть» намерена закупать все оборудование, которое будет использоваться в процессе бурения и добычи, у российских производителей. По его словам, компания уже заключила с рядом заводов договоры о намерениях на производство оборудования на сумму 350–370 млрд рублей.
Обязательство «Татнефти» разместить заказы на отечественных предприятиях может рассматриваться как дополнительное обоснование для предоставления льгот. В конце концов, синергетический эффект никто не отменял: эти заказы означают загрузку производственных мощностей в разных регионах страны, создание рабочих мест, дополнительные налоги в местные бюджеты и в федеральный.
По расчетам главного стратега инвестиционной группы «Универ Капитал» Дмитрия Александрова, размер «сэкономленных» компанией средств в случае освобождения ее на три года от уплаты НДПИ по этому проекту составит порядка 270–300 млрд рублей. «Фактически льготу, которая может быть предоставлена “Татнефти”, стоит рассматривать как некую субсидию на закупку отечественного оборудования для реализации проекта», — считает он.
«Татнефть» не единственная компания, которая обращается к правительству за льготами, чтобы организовать добычу трудноизвлекаемой нефти. Участники рынка отмечают, что в этой части в стране нет унифицированной системы, которая позволила бы уйти от принятия индивидуальных решений всякий раз, когда компании обращаются к правительству с такого рода предложениями. Отчасти исправить ситуацию мог бы переход на уплату НДД (налог на дополнительный доход), но здесь возникает проблема с контролем со стороны налоговых органов за капитальными затратами и операционными расходами компаний: что и сколько закупили, у кого и по какой цене. Решение этой проблемы — тотальная цифровизация процессов, в которой, отметим, показал себя весьма успешным нынешний председатель правительства Михаил Мишустин. Впрочем, он же зарекомендовал себя и как человек, скрупулезно добивающийся уплаты налогов всеми и в полном объеме.
«Татнефть» обратилась за льготой по уплате федерального налога. И определенная логика в этом есть, ведь, как уже было сказано, производства будут загружаться, а рабочие места — создаваться не только в Татарстане. Но есть логика и в том, чтобы и местный бюджет поспособствовал развитию региональной компании, например за счет налога на имущество. Или налога на прибыль. Республика Татарстан — крупный акционер «Татнефти», ей принадлежит 36% акций компании, которая по итогам 2018 года выплатила 197 млрд рублей дивидендов своим акционерам.
«Компания очень прибыльная, — говорит Дмитрий Александров, — рентабельность по EBITDA у нее порядка 30 процентов, 20 процентов — рентабельность по чистой прибыли. Для сравнения: у “Роснефти” эти показатели — 22 и 10, у “ЛУКойла” — 16 по EBITDA и 10 по прибыли, у “Сибнефти” — 25 и 16 процентов. Так что “Татнефть” выбивается по этим показателям из общего ряда и ей может оказаться сложно обосновать предоставление этой льготы».