Благосостояние нации повысят палладием

17 февраля 2020, 00:00

Российский фонд прямых инвестиций может получить миллиард долларов из Фонда национального благосостояния России для последующих инвестиций в проект «Арктик Палладий», который собираются реализовать «Норильский никель» Владимира Потанина и компания «Русская платина» Мусы Бажаева в рамках совместного предприятия. О том, что правительство обсуждает такую возможность, на прошлой неделе со ссылкой на источники сообщил ряд СМИ.

EPA\TASS
Валенсия. 23 февраля 2019 года
Читайте Monocle.ru в

Российский фонд прямых инвестиций может получить миллиард долларов из Фонда национального благосостояния России для последующих инвестиций в проект «Арктик Палладий», который собираются реализовать «Норильский никель» Владимира Потанина и компания «Русская платина» Мусы Бажаева в рамках совместного предприятия. О том, что правительство обсуждает такую возможность, на прошлой неделе со ссылкой на источники сообщил ряд СМИ.

«Арктик Палладий» — проект по разработке месторождений металлов платиновой группы (МПГ), а также меди и никеля в норильском промышленном районе, потенциально крупнейший в мире гринфилд в этом секторе с объемом производства МПГ в районе 100–120 тонн в год (по итогам 2017 года «Норникель» выдал на-гора 105 тонн). Платина и палладий используются при производстве катализаторов для двигателей внутреннего сгорания. На фоне борьбы за экологичность автомобилей цена палладия на мировом рынке растет: за прошлый год он подорожал более чем на 60%.

Об интересе к этому проекту глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев говорил еще в ноябре прошлого года, отмечая, что помимо самого фонда к участию в проекте склоняются инвесторы из ОАЭ и Саудовской Аравии. Комментарий Кирилла Дмитриева появился после того, как в один день — 18 ноября — прошли два мероприятия, где обсуждали «Арктик Палладий». «Норильский никель» провел в Лондоне День инвестора, где в числе прочего представили и этот проект, а Муса Бажаев встречался с Владимиром Путиным, и первый же вопрос президента был как раз об этом проекте.

Интерес Владимира Путина объясним в том числе тем, что именно он поставил точку в корпоративном конфликте между «Норильским никелем» и «Русской платиной». Последняя в начале 2010-х получила контроль над двумя месторождениями на территориях, где «Норникель» был полновластных хозяином. Сначала Муса Бажаев выкупил у Михаила Прохорова Черногорскую ГРК, которую тот получил в процессе раздела активов с Владимиром Потаниным, а затем «Русская платина» выиграла лицензию на разработку южной части месторождения Норильск-1. Причем лицензией на северную часть того же месторождения с единым рудным телом уже обладал «Норильский никель». Ситуация разрешилась в 2018 году, когда в присутствии президента стороны подписали соглашение о стратегическом партнерстве, предполагающее создание совместного предприятия на паритетных началах. Вкладом «Норникеля» в капитал СП должна стать лицензия на Масловское месторождение (примыкает к южной части Норильск-1), а «Русской платины» — Черногорское и южная часть Норильска-1. Сама компания «Арктик Палладий» уже зарегистрирована, однако ее единоличным владельцем пока, согласно данным «СПАРК-Интерфакс», значится Норильский комбинат. Как указано в презентации «Норникеля», «корпоративная структура СП финализируется», а «детальная информация будет предоставлена в 2020 году».

Согласно той же презентации, проект предполагается реализовать в три этапа. На первом этапе открытым способом станут разрабатывать Черногорское месторождение, где к 2024 году будут добывать семь миллионов тонн руды. Капитальные затраты до начала производства оцениваются «Норникелем» в 2,8–3,2 млрд долларов. Второй этап — добыча еще семи миллионов тонн руды подземным способом к 2029 году. Третий — еще семь миллионов тонн подземной добычи; здесь запуск планируется на 2030-е годы.

В свою очередь в ходе встречи с Владимиром Путиным Муса Бажаев

 оценил общие инвестиции в проект в 15 млрд долларов, отметив, что годовая выручка составит порядка семи миллиардов, а рентабельность проекта — 53%. Владимир Путин на это заметил, что чистая прибыль проекта — 3,7 млрд долларов в год и «за четыре года с небольшим — полная окупаемость».

Исходя из вышесказанного действительно создается впечатление, что проект потенциально весьма выгодный. В презентации «Норильского никеля» отмечается, что предварительное ТЭО проекта подтверждает его соответствие критериям первоклассности, которые предполагают рентабельность по EBITDA выше 40%, выручку более миллиарда долларов и срок эксплуатации более 20 лет. Вместе с тем в той же презентации сказано, что технологическая цепочка компании «Арктик Палладий» заканчивается горно-обогатительным комбинатом, чья конечная продукция — концентрат цветных металлов. На практике содержание металлов в таком концентрате составляет менее 20%, следующие звенья в цепочке — это металлургический завод, где из концентрата получают файнштейн (в нем содержание металлов доходит до 80%), и аффинажный завод: там на выходе чистый металл. Таким образом, пока проект обрывается на низком переделе без возможности получения товарного продукта.

Вместе с тем в «Норникеле» «Эксперту» сообщили, что для переработки концентрата, получаемого на первом этапе реализации проекта, «имеющихся металлургических мощностей компании достаточно». При этом не стали уточнять, на каких условиях «Норникель» будет перерабатывать сырье, получаемое от «Арктик Палладия», и сможет ли претендовать на бóльшую долю участия в СП, раз его мощности будут использоваться для получения продукции более высокого передела.

Что касается переработки концентрата, получаемого после 2024 года, с развитием проекта, то, как утверждают в «Норникеле», здесь «есть несколько опций».