Малый и средний бизнес сильнее всего реагирует на стагнацию в экономике и проблемы с доходами населения. Число малых и средних предприятий уже несколько лет колеблется вокруг отметки шесть миллионов (5,92 млн на начало февраля этого года), а число работников таких предприятий падает уже два года подряд — с 16 млн человек в начале 2018 года до 15,3 млн на начало февраля 2020-го (−5%). При этом банки все равно уделяют сектору МСБ особое внимание, обновляют свои продукты для этого бизнеса и активно конкурируют за него. Директор департамента малого и среднего бизнеса МКБ Виктор Жидков рассказал «Эксперту», что меняется в сознании бизнесменов и как сегодня строить работу с малыми предприятиями.
— За счет чего можно добиться прироста в обслуживании малого и микробизнеса, если такого бизнеса не становится больше?
— Действительно, конкретный предпринимательский риск очень сильно завязан на экономику. Но не всегда сокращение числа компаний говорит о сокращении бизнеса. Много лет в России предпринимательство существовало в формате «платим налогов, сколько хочется платить», определенные отрасли жили в очень серой зоне, где все оплачивалось наличкой, нужно было большое количество компаний для обслуживания теневой среды, и поэтому компании-однодневки рождались с большой скоростью — с точки зрения статистики это можно было даже назвать условным ростом. Сейчас бизнес активно обеляется, та же собираемость налогов выросла на треть, количество однодневок резко снижается. Так что сокращение общего числа организаций МСБ — это не основной фактор в оценке перспектив. Ключевые вопросы — темпы развития экономики и мировоззренческие изменения предпринимателей.
— Из-за изменения правил игры?
— Конечно. Если раньше бизнесмену надо было добыть наличные деньги, чтобы рассчитаться с рабочими, то сейчас он начал задумываться о вещах, которые прежде его не волновали. Как оптимизировать производство? Как нанять удаленных бухгалтеров? Предприниматели, которых мы обслуживаем, раньше не готовы были воспринимать финансовый сервис как что-то доступное, легкое и удобное. Но сейчас это воспринимается уже как товар, который ты можешь купить на полках в нескольких магазинах. Банковское сопровождение уже не нечто уникальное.
— Чем ваш банк намерен привлечь предпринимателей?
— В первую очередь не стоит забывать, что предприниматели, принимающие решение о выборе банка, являются в то же время и физлицами, поэтому в первую очередь они будут выбирать банк, которому доверяют. А у нас очень сильный бренд как розничного банка, мы второй частный банк страны, который вызывает доверие у большинства наших граждан. Но одного доверия бренду явно недостаточно, малому и среднему бизнесу важен сервис. С одной стороны, банк должен уметь обслуживать дешево, с другой — не терять качество. Предприниматель хочет работать в удобном банк–клиенте, дистанционно решать все вопросы с помощью чата, с помощью какого-то мессенджера. У нас есть достаточно большая экспертиза относительно того, как выстроить продукт для этих клиентов, какие технологии им нужны и как их доставлять клиенту. И самое главное — у нас есть люди, которые способны это сделать.