Прибыль Банка России от продажи акций Сбербанка составит примерно 2,45 трлн рублей, из которых около 1,25 трлн будет передано в федеральный бюджет в течение четырех лет. Из оставшихся 1,2 трлн рублей 700 млрд включат в доходы ЦБ за 2020 год: их используют для компенсации убытков от санации банков. Надо отдельно отметить: начиная с 2018 года, вместо того чтобы перечислять 75% своей несуществующей из-за санаций прибыли в бюджет, Банк России отдает в бюджет все дивиденды, полученные от Сбербанка. Так что продажа пакета Сбера негативно на доходах ЦБ не скажется.
В соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» вместе с такого рода сделкой миноритарным акционерам должна быть сделана оферта. Итоговая цена сделки будет определяться как средневзвешенная на Московской бирже за шесть месяцев. В момент передачи первой части пакета акций цена зафиксируется, и остальные трансакции будут совершаться по ней же. Если бы цена фиксировалась сейчас, она составила бы примерно 237 рублей — это на 6,3% ниже цены 253 рубля за акцию на бирже на момент сдачи этого номера в печать. Неудивительно, что цена акций Сбербанка сначала подскочила, а потом (когда появилась информация о расчете цены по сделке) упала обратно. Стоит отметить, что реализовывать выкуп акций станет не покупатель (ФНБ), а продавец (ЦБ). Это несколько необычно, но не противоречит законодательству. Оферта также не будет распространяться на привилегированные акции.
Конфликт между главой Сбера Германом Грефом и председателем ЦБ Эльвирой Набиуллиной вокруг системы быстрых платежей уже не раз отмечали разные эксперты. Неудивительно, что сейчас некоторые специалисты связывают сделку по продаже Сбербанка именно с ним.
Премьер-министр Михаил Мишустин, объявляя о сделке, сказал, что электронные сервисы Сбербанка будут применяться для построения цифровой платформы государства. А еще раньше, в ноябре прошлого года, Дмитрий Медведев подписал поручение начать работу над пилотными проектами информационных сервисов в отдельных сферах госуправления на основе технологической платформы Сбербанка. Фактически получается, что в России теперь два центра работы над государственной цифровой платформой. С одной стороны, это Банк России с его Единой биометрической системой (ЕБС), Цифровым профилем гражданина и другими проектами, с другой — Минфин с цифровой инфраструктурой ФНС и теперь с новыми проектами Сбербанка, а где-то между ними завис портал «Госуслуги» от Минкомсвязи России.
Напоследок нужно отметить два немаловажных момента. Во-первых, выход ЦБ из капитала Сбербанка и возможное сокращение представительства Банка России в его наблюдательном совете с пяти человек до одного убирает конфликт интересов ЦБ как регулятора и ЦБ как владельца. Во-вторых, наконец объявили о дате начала подключения Сбербанка к Системе быстрых платежей ЦБ. Он начнет делать это уже в марте нынешнего года. Возможно, второй факт и не связан со сделкой по продаже госбанка, но очень уж приметное совпадение.