Канадская машиностроительная компания Bombardier объявила о продаже своего железнодорожного подразделения Bombardier Transportation французской Alstom. Сумма сделки после всех вычетов оценивается в диапазоне 6,4–6,9 млрд долларов. Из них Bombardier получит от 4,2 до 4,5 млрд, еще 2,1 или 2,3 млрд — канадская инвестиционная компания Caisse de Depot et Placement du Quebec (CDPQ), владеющая сейчас долей в Bombardier Transportation. Впрочем, квебекские инвесторы совсем покидать железнодорожное машиностроение не собираются: CDPQ планирует вложить до 2,9 млрд долларов в «укрупненный» Alstom, став с долей до 18% одним из крупнейших его акционеров.
Событие на самом деле не рядовое. Оба фигуранта — и Alstom, и Bombardier — традиционно были крупными игроками на рынке железнодорожной техники, уступая в отрасли по размеру выручки только китайцам (см. график). Таким образом, после завершения сделки Bombardier «похудеет» почти вдвое, сосредоточившись на авиационной отрасли. А железнодорожное подразделение Alstom, напротив, практически удвоится в масштабах.
Следует напомнить, что это далеко не первый пример процесса продолжающейся концентрации активов в мировой железнодорожной отрасли и уже не первая попытка Alstom рвануть вверх на железнодорожном рынке за счет слияний и поглощений. Еще в 2015 году мировая железнодорожная общественность была поставлена перед фактом объединения двух китайских машиностроительных гигантов: CNR Group и CSR Group (Китайской Северной и Китайской Южной корпораций локомотивов и подвижного состава). Получившийся гигант с выручкой на уровне 30 млрд евро уверенно занял лидирующие позиции на мировом железнодорожном рынке. И заставил европейцев искать способы противодействия.