Индийский раскол

2 марта 2020, 00:00
ZUMA\TASS
Рознь между мусульманами и индуистами в Индии никак не изживет себя

Акции протеста, идущие в Индии третий месяц подряд, переросли в массовые беспорядки. В столице страны Нью-Дели в ходе столкновений погибли 35 человек и две сотни получили ранения. Уличные бои сопровождаются погромами и поджогами. В схватке с применением холодного оружия, палок и камней сошлись представители мусульманской и индуистской общин. Власти ввели запрет на массовые собрания и стянули в столицу дополнительные силы полиции, но вряд ли эти меры остановят протесты и насилие на улицах. Властям не удалось остановить протесты даже во время визита президента США Дональда Трампа, прибывшего в Индию для переговоров с премьер-министром Нарендрой Моди.

Мусульмане протестуют против нового закона о гражданстве, предусматривающего предоставление в упрощенном порядке гражданства жителям соседних с Индией стран, если на родине они подвергаются преследованиям на почве религии. Этот закон распространяется на индуистов (основная религия в Индии), буддистов, христиан, сикхов, джайнов и зороастрийцев; мусульмане в этот список не попали. Мусульманское меньшинство, насчитывающее в Индии около 190 млн человек из 1,4 млрд населения, решило, что их дискриминируют, и вышло протестовать.

В Нью-Дели, где подавляющее большинство жителей исповедуют индуизм, мусульмане попали под двойной удар — полиции, пытающейся пресечь беспорядки, и горожан, которым надоели эти протесты. Конфликт разделил жителей Индии строго по религиозному принципу и продолжает усугубляться, постоянно провоцируя ответное насилие. Кроме того, существует опасность, что в ситуацию с притеснениями мусульман попытается вмешаться Пакистан, мечтающий установить свой контроль над частью индийского штата Джамму и Кашмир — Кашмиром.

После ухода англичан из Индии Джамму и Кашмир остается яблоком раздора между появившимися на месте бывшей британской колонии государств — Индии и Пакистана, послужив причиной трех войн между ними. Из 13 млн населения штата ислам исповедуют две трети жителей, а в Кашмире около 97% мусульман. Нью-Дели хотел бы изменить этот баланс, возможно, в том числе с помощью нового закона о гражданстве. Опыт последних 70 лет показал, что выжидательная позиция в отношении этого региона не приносит положительного результата. Индийские власти взяли курс на ассимиляцию неспокойного штата, и в августе 2019 года отменили его особый конституционный статус. Он давал региону право на полную самостоятельность во всех вопросах, кроме обороны и иностранных дел, а также собственную конституцию. Министерство иностранных дел Пакистана заявило о недопустимости отмены автономии региона, пригрозив, что Исламабад «использует все возможные варианты для противодействия незаконным шагам». Две ядерные страны снова оказались на пороге широкомасштабных военных действий. Тогда Нью-Дели проявил твердость, и сегодня, судя по всему, не собирается уступать в вопросе закона о гражданстве, несмотря на то что беспорядки могут перекинуться в Джамму и Кашмир.