Потребительское поведение: готовить не хочется
В 2019 году реальное потребление FMCG в России выросло в двух сегментах: в фармацевтических товарах и в кондитерских изделиях/снеках (+4% в 2019 году по сравнению с 2018-м в каждой категории), свидетельствуют данные потребительской панели GfK. Больше всего в натуральном выражении просели сегменты овощей-фруктов, рыбы, хлебобулочных изделий. Но, как отмечают в GfK, даже там, где снижается домашнее потребление, есть точки роста. В выигрыше — бренды, сделавшие ставку на ЗОЖ, экотренд и модные ингредиенты. Например, в хлебе растут покупки изделий с добавленной стоимостью: витаминизированного хлеба, хлеба с фруктами/орехами, зеленью и пряностями. Фитнес-варианты прибавили 14%. Изделия с зеленью и пряностями выросли на 17%. По данным GfK, в 2019 году категория кулинарии выросла на 19%, преимущественно за счет купленной вразвес продукции. Развивается и сегмент подготовленных блюд — полуфабрикатов в маринаде, которые достаточно только запечь, например блюд из птицы.
Инновации: пермский робокоп
Робота-патрульного «Скорпион» представила на заседании коллегии МВД России отечественная компания «Промобот», производитель сервисных роботов. Как указано в пресс-релизе компании, робот создан для патрулирования территории и охраны правопорядка в уличных и промышленных условиях. Для этого он оборудован гусеничной платформой, системами распознавания лиц и навигации. По словам разработчиков, российский робот способен передвигаться в антропоморфной — то есть созданной для человека — среде: по лестницам, бордюрам, а также по снегу, песку, грязи и воде. Это позволяет ему патрулировать объекты с неоднородной местностью: заводы и предприятия, заповедники и городские улицы.
Иностранные инвестиции: большая итальянская мельница в Подмосковье
Крупнейший мировой производитель макарон Barilla построит в подмосковной ОЭЗ «Ступино Квадрат» свою первую в Восточной Европе мельницу по производству макаронной крупки из пшеницы твердых сортов, а также свою вторую в России макаронную фабрику (первая уже 15 лет работает в Солнечногорске). Стоимость нового мельничного комплекса, включающего в себя железнодорожные пути и силосы для хранения зерна и муки, составит более 130 млн евро. Проект планируется завершить в 2024 году.
Импортозамещение: в России начали выпускать протяжной инструмент
Свердловский инструментальный завод запустил в Екатеринбурге первое в России производство высокотехнологичного протяжного инструмента: для прорезания елочных пазов и угловых протяжек с твердосплавными пластинами. Протяжкой называют способ обработки, при котором для удаления металла применяют многолезвийный металлорежущий инструмент. Протяжные инструменты используют, когда требуется высокая точность обработки для изготовления особо сложных форм. До сих пор подобный инструмент отечественные предприятия закупали в Германии, Швейцарии и Молдавии. Проект стоимостью 200 млн рублей был осуществлен при поддержке Фонда развития промышленности, предоставившего предприятию льготный заем по программе «Комплектующие изделия» в размере 140 млн рублей
Пищевая промышленность: маргарин без трансизомеров
Иркутский масложиркомбинат открыл новый завод по переработке масел и жиров. Проект стоимостью миллиард рублей позволит выпускать до 150 тонн растительного масла и 100 тонн жиров для производства маргарина в сутки. Благодаря новому оборудованию маргарин будут производить из смеси жиров, полученных по технологии переэтерификации, то есть без трансизомеров. В 2018 году в России запретили продажу маргарина с содержанием трансжиров более 2%. На заводе также обустроили лабораторию для контроля состава продукции
IKEA: накормит растительными фрикадельками
Мясные фрикадельки — главное блюдо ресторанов торговых центров IKEA, да и всей шведской кухни, — с августа 2020 года начнут замещать растительными фрикадельками. Такая фрикаделька будет состоять из горохового белка, овса, картофеля и яблок. Это делается для того, чтобы к 2030 году IKEA смогла достичь поставленной перед собой цели — стать компанией, позитивной влияющей на климат. По расчетам экологов-диетологов, углеродный след растительной фрикадельки составляет всего 4% от углеродного следа обычной мясной. В ИКЕА уверены, что по вкусу новый продукт не уступит традиционному. Здесь также считают, что спрос на него будет выше, поскольку потребители становятся все более экологически ответственными и постепенно станут отказываться от мяса, так как, по мнению многих, содержание скота негативно сказывается на климате планеты.
Приложения: WhatsApp сдает позиции
Мессенджер WhatsApp перестал быть самым популярным в мире мобильным приложением, уступив место TikTok, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на исследование аналитической компании SensorTower. TikTok и его китайскую версию Douyin в январе 2020 года скачали 104 млн раз. Это приложение уже установлено у 1,82 млрд пользователей. Больше всего TikTok распространен в Индии, Китае, Бразилии и США. TikTok — платформа для публикации коротких видео, созданная китайской компанией ByteDance. В России, отмечает РИА «Новости», по итогам 2019 года пользователи приложения разместили более 20 млн роликов.
Искусственный интеллект: объединил Ватикан, IBM и Microsoft
Ватикан объединит усилия с техногигантами IBM и Microsoft в разработке этических принципов развития технологии искусственного интеллекта (ИИ), сообщает Reuters. Соответствующий документ был подписан на конференции по этике внедрения ИИ, организованной Ватиканом. В нем союзники заявляют, что при использовании ИИ необходимо считаться с неприкосновенностью частной жизни, применять его адекватно ситуации и непредвзято, с уважением прав человека и прозрачно. В нем также содержится призыв строго регулировать использование нарушающих личное пространство людей технологий, таких как распознавание лиц. Папа римский Франциск в своем обращении к участникам конференции, в частности, предупреждает об опасностях, связанных с применением ИИ для получения данных в коммерческих и политических целях без ведома человека. «Это приведет к асимметрии, — пишет он. — Немногие избранные будут знать все о нас, а мы не будем знать о них ничего».
Три акции, которые нужно было купить на прошлой неделе
FXTB ETF +4,3%
Как всегда, во время обвалов на рынках акций и нефти глобальные инвесторы «перекладываются» в так называемые защитные активы, гособлигации США и золото, — и их цены растут. Так произошло и на этот раз. FXTB — биржевой фонд, инвестирующий в портфель краткосрочных казначейских векселей США (Treasury Bills). Он вырос на минувшей неделе сильнее всех.
FXGD ETF +3,7%
Второй выросший ETF — «золотой», его акции привязаны к цене золота на лондонском фиксинге. Правда, золото особенно активно дорожало в выходные, а к концу недели отошло от пиков, вследствие чего и акции золотодобытчиков, и золотые фонды начали терять капитализацию. Так случилось и с акциями добывающей золото компании «Полюс».
PLZL +0,7%
Всю неделю он был лидером роста. Рост «Полюса» помимо спроса на золото во время обвалов обусловлен еще одним фактором: с 20 марта его обыкновенные акции включат в базу расчета индекса голубых фишек Мосбиржи вместо обыкновенных акций «Северстали».