Пока в Китае сотни людей умирали от коронавируса, это никого не интересовало: американские компании, включая те, чей бизнес серьезнейшим образом завязан на Китай (Apple, Tesla и проч.), ставили рекорды по капитализации как ни в чем не бывало. Но стоило заболеть паре десятков европейцев, как западные биржи резко упали.
Сильнее всего отреагировала нефть: Brent в моменте проваливалась ниже уровня 50 долларов за баррель, это минимумы 2017 года. Американские индексы потеряли по 15–16% за неделю, S&P 500 пробил важную отметку 2900 пунктов и вернулся к уровню октября 2019-го, примерно так же просели Nasdaq, Dow Jones и отечественные индексы. Если считать в пунктах, то столь же масштабное падение рынки переживали в декабре 2018 года. А за один день 27 февраля S&P 500 упал на 4,4% — это самое большое дневное снижение с 2011 года. На этом фоне доходность по десятилетним гособлигациям США снизилась до исторических минимумов.
Разумеется, отреагировал и рубль — он ушел за отметку 67 рублей за доллар, то есть к уровням начала 2019 года. Распродажи идут на всех развивающихся рынках, и российские ОФЗ тоже падают в цене.
На самом деле коронавирус просто спровоцировал наконец коррекцию, которой все с нетерпением ожидали в последние месяцы. У технологических гигантов США доходы на акцию в последние месяцы снижались, а капитализация продолжала расти, что, в свою очередь, подталкивало вверх и американские индексы. Было ясно, что в какой-то момент это должно закончиться или хотя бы на время прерваться коррекцией. Во всяком случае, Goldman Sachs не ждет остановки падения раньше лета и вместе с Citi предсказывает снижение доходов американских корпораций. Оживились и аналитики, предрекающие рецессию — как минимум в Европе.
Лечение есть — симптоматическое, как и все последние 12 лет: в марте, июне и сентябре ФРС США, скорее всего, снизит ставку самое меньшее на 0,5 процентного пункта совокупно — по крайней мере, рынок в этом уверен. ЦБ Китая тоже собирается дальше понижать ставки. А вот российский ЦБ, если ситуация на рынках будет оставаться такой же напряженной, в марте от понижения ставки вероятнее всего воздержится.