Символическое улучшение динамики спроса обеспечило в феврале столь же символическое улучшение динамики выпуска и помогло промышленности окончательно справиться со всплеском избыточности запасов готовой продукции. Однако прогнозы продаж и планы выпуска предприятий продолжают терять оптимизм, сообщает ИЭП имени Е. Т. Гайдара.
В январе сводный опережающий индекс (СОИ) вновь оказался в отрицательной области (–0,5%) после неожиданного всплеска в декабре, сообщает Центр развития НИУ ВШЭ, осуществляющий регулярный расчет этого индикатора. Главной причиной стало сокращение числа новых заказов на производство промышленной продукции. Главным фактором, отчасти компенсирующим эффект падения спроса, стал рост акций, вызванный повышением дивидендов и снижением процентных ставок.
Нефтяные цены в январе оказались на 4,7% выше прошлогоднего уровня, однако в настоящее время на рынке господствуют ожидания дальнейшего снижения цен на нефть в связи с замедлением роста мировой экономики, что само по себе создает для российской экономики дополнительные риски. Вклад реального эффективного курса в динамику СОИ в январе также был отрицательным — это стало закономерным результатом некоторого укрепления рубля.
С другой стороны, значительный позитивный вклад внес индекс РТС, оказавшийся в конце января на 24,9% выше, чем годом ранее. Скорее всего, это связано со снижением ставок на долговом рынке вслед за ключевой ставкой Банка России, а также с ожиданием выплат повышенных дивидендов рядом крупнейших российских компаний.
В целом, несмотря на некоторые позитивные сигналы (снижение ставок, рост акций), экономика России все еще остается в зоне риска, что связано прежде всего с отсутствием признаков стабильного роста внутреннего спроса.
В феврале ожидаемая населением инфляция (7,9% годовых) приблизилась к минимальному значению за всю историю проведения опроса ООО «инФОМ», отмечается в очередном комментарии Банка России «Инфляционные ожидания и потребительские настроения». Более низкой ожидаемая инфляция (7,8%) была лишь однажды — в апреле 2018 года. Тем не менее разрыв между медианой ожидаемой инфляции и фактической инфляцией (2,4% в годовом выражении по итогам января) сохраняется на рекордном уровне.
Наличие столь значительного и устойчивого разрыва обусловлено, возможно, недостаточной репрезентативностью выборки ООО «инФОМ», осуществляющего мониторинг инфляционных ожиданий по заказу ЦБ на основе опроса 2020 человек в 105 населенных пунктах 65 субъектов федерации.