ФРС опять выигрывает

9 марта 2020, 00:00
oilexp.ru

Федеральная резервная система внезапно снизила ставку: 3 марта на экстренном заседании она была понижена на 0,5 процентного пункта, с 1,5–1,75% до 1–1,25%. Причина — вездесущий коронавирус: по заявлению ФРС, он «приводит к созданию новых рисков для экономической активности», так что ставку пришлось понизить «в поддержку целей достижения максимальной занятости и стабильности».

Вслед за ФРС снизили ставки и другие ЦБ: Канады, Австралии, Малайзии, Гонконга. Однако пока панику на рынках акций это не погасило: рынок всю неделю вел себя нервно; скажем, только за четверг 5 марта американские индексы потеряли более 3%, а инвесторы продолжали скупать американские гособлигации, так что их доходность оказалась на историческом минимуме — ниже 0,82%. Страны G7 готовы, если потребуется, ввести и фискальные меры, то есть понизить налоги, и, разумеется, продолжать выкупать активы. У ЕЦБ, в общем-то, и нет других вариантов: экономики Франции и Италии могут в первом квартале оказаться в технической рецессии, а резерва понижения ставок у ЕЦБ просто больше нет — ставки и так много лет на нуле (см. график 1). Поэтому даже с учетом того, что ФРС может и дальше понижать ставки, у евро позиции выглядят куда более шаткими, чем у доллара.

«Мы ожидаем, что ЕЦБ на следующей неделе снизит ставку на десять базисных пунктов, до минус 0,6 процента, — говорит Татьяна Евдокимова, главный экономист Нордеа банка. — Возможны обещания дополнительных мер по поддержанию ликвидности, увеличение объема ежемесячных покупок активов в случае обострения ситуации. Но эффективность дальнейшего смягчения монетарной политики в еврозоне действительно сомнительна».

Укрепление евро на минувшей неделе, по словам Татьяны Евдокимовой, связано с ситуативными причинами: на фоне связанных с коронавирусом рисков инвесторы прекращали операции carry trade, выходили из рисковых активов и покупали евро. «Фактически поведение евро в последние недели соответствует классическому поведению японской иены, которая традиционно ранее использовалась как низкодоходная базовая валюта в рамках операций carry trade, — говорит Татьяна Евдокимова. — Таким образом, текущее укрепление евро во многом техническое и связано с репозиционированием инвесторов. По мере завершения данного процесса динамика EUR/USD вновь станет определяться фундаментальными факторами (в частности, разницей в темпах роста экономики в США и в ЕС, а также привлекательностью вложений в американский и европейский фондовые рынки). Более зависимая от экспорта европейская экономика выглядит и более уязвимой к последствиям коронавируса. Поэтому на горизонте года более вероятно восстановление позиций доллара и возврат пары ниже отметки 1,1».