Актуальный конституционный процесс поучительно интерпретировать через призму развития ситуации в Идлибе.
Хороши ли были сочинские соглашения, в которых был зафиксирован общий подход к проблеме этого отстойника для боевиков? Они были неплохие, но не слишком реалистичные. Легко было предположить, что Турция не захочет либо не сможет их выполнить.
Значит ли это, что без соглашений было бы лучше? Конечно же нет. Соглашения сыграли важную роль в общей нормализации ситуации в Сирии. Не будь их, вероятность острого столкновения была бы значительно выше.
Был ли запрограммирован нынешний кризис? С высокой вероятностью да. И этот кризис полезен. Он позволил провести новую итерацию приведения дипломатических соглашений к реальности. Трансформируется реальность — трансформируются соглашения.
Поэтапное стравливание пара, поэтапное приведение сторон в чувство, поэтапное нащупывание почвы для новых компромиссов, поэтапная деэскалация. Всегда хочется «полной и безоговорочной капитуляции», однако это скорее исключение из правил. (См., например, историю попыток США заключить соглашение с «Талибаном».)
Максимально устойчивое решение не придумывается, а нащупывается опытным путем. Шаг за шагом. Это похоже на серию афтершоков, в которых земная кора успокаивается после масштабного землетрясения. Кое-кого может завалить и при афтершоке…
Так же и с Конституцией России. Новая редакция Конституции — это не идеальная конституция идеальной России. Конституция уже редактировалась — в 2008 и 2014 годах.
Страна и общество пережили две «юридические катастрофы» — в 1991 и 1993 годах. Мы существуем и еще долго будем существовать в среде, насыщенной продуктами распада советской этической системы. Означает ли это, что нам надо:
а) оставить основополагающий закон в том виде, как он сложился под влиянием исторической конъюнктуры?
б) поставить точку в процессе осмысления трансформации России прямо сейчас?
Безусловно, неоднозначные, промежуточные поправки и формулировка раздражают. Перфекционизм идеалиста протестует: надо разом и на века!
«Нельзя преодолеть пропасть в два прыжка» — знаменитая фраза британского премьера Дэвида Ллойда Джорджа звучит в подобных дискуссиях как неубиваемый аргумент за единственно верное решение здесь и сейчас. Однако в реальности справедливо и контрсуждение: нельзя выйти из лабиринта, сделав один шаг.
Нам еще долго предстоит разгребать завалы и петровской церковной реформы, и ленинской национальной политики, и ельцинской трактовки парламентаризма. И скорее всего, мы никогда до конца их и не разгребем, хотя научимся более или менее сносно управляться с этим наследием. Но в любом случае это именно процесс коллективного научения, а не издание декрета «О всеобщем счастье».