Международный валютный фонд имеет в России, да и не только в России, неоднозначную репутацию. Для стран, угодивших в жестокий финансовый кризис, фонд по-прежнему остается кредитором последней инстанции. Но условия, обременяющие эти кредиты, порой становятся непосильной ношей для стран-заемщиц, нередко провоцируют народные волнения и смену правительств.
По иронии истории МВФ, сконструированный вместе с Мировым банком на Бреттон-Вудской конференции 1944 года как институт глобального доминирования Америки в послевоенной финансовой системе, сегодня все чаще входит в противоречие с антиглобалистским курсом нынешней администрации США.
Как меняется расстановка сил внутри фонда? Как принимаются решения? Как можно оценить роль МВФ в становлении рыночной экономики в нашей стране? Какую эволюцию претерпевает политика фонда? Все эти вопросы «Эксперту» удалось обсудить с глубоким инсайдером, исполнительным директором МВФ от России Алексеем Можиным.
Начали мы беседу с обсуждения горячих новостей. Девятнадцатого февраля, после недельного изучения ситуации в Аргентине, миссия фонда вынесла весьма тревожное заключение: внешний долг страны неуправляем. Достижение первичного профицита бюджета, достаточного для сокращения долга до уровней, позволяющих его рефинансирование, невозможно ни экономически, ни политически. Возврат долговой ситуации к устойчивому состоянию возможен только при включении в переговорный процесс частных кредиторов.
МВФ летом 2018 года предоставил Аргентине масштабный кредит, 57 млрд долларов. В декабре 2019-го страна допустила дефолт по долларовым казначейским векселям и начала переговоры о переносе сроков погашения задолженности перед фондом. Два из трех международных рейтинговых агентств опустили суверенный рейтинг страны до «мусорного» дефолтного уровня, закрыв тем самым «окно» к рыночным займам. И вот теперь жесткий вердикт самого фонда.
— Алексей Владимирович, насколько драматична финансовая ситуация в Аргентине сегодня?
— Разворот финансовых рынков в отношении Аргентины произошел в начале 2018 года. Если до этого наблюдался значительный приток капиталов в страну, то в начале 2018-го он сменились резким оттоком. Объясняется это рядом факторов, но прежде всего — появлением сомнений в том, что правивший тогда страной «прорыночный» президент сможет одержать победу на президентских выборах осенью 2019 года.
В июне 2018-го МВФ утвердил аргентинскую программу, в рамках которой Аргентина получила доступ к кредиту фонда на сумму примерно 50 миллиардов долларов. При этом программа считалась «предупредительной» (precautionary). Предполагалось, что аргентинцы не будут брать эти средства, что сам факт получения ими доступа к таким огромным ресурсам успокоит финансовые рынки и отток капиталов прекратится. Эти ожидания не оправдались, выполнение Аргентиной условий программы оказалось слабым, и отток капиталов только усилился. Курс аргентинской валюты покатился вниз, и почти сразу аргентинские власти начали брать средства из кредита фонда и использовать их для проведения валютных интервенций с целью остановить падение курса песо.