В ресторане «Доктор Живаго», где обычно аншлаг, сейчас можно легко занять один из лучших столиков с видом на Кремль без предварительной записи и в любое время. В ресторане нет даже листа ожидания, хотя не так давно приходить на завтрак к восьми утра без записи не имело смысла. Сегодня найти место в любом ресторане Москвы не проблема, свободных столиков много, а вот желающих их занять нет.
Посещаемость московских ресторанов и баров за последние две недели упала на 25–50%. Вкупе с растущими из-за девальвации расходами это привело к падению прибыльности бизнеса в ресторанах на 30–90%. «Рентабельность ресторанов последние годы была низкой, пять-семь процентов. Сейчас и этого нет, сейчас у ресторанов убытки», — говорит Игорь Бухаров, президент Федерации рестораторов и отельеров России. На обстановку может повлиять поддержка партнеров по бизнесу: если арендодатели, сервисы доставки еды, поставщики продуктов, а также государство пойдут им навстречу в виде предоставления скидок на период карантина и отсрочки платежей, рестораны смогут кризис пережить.
Встретить последнего посетителя
На панику своих клиентов из-за коронавируса ресторанный рынок реагировал моментально: всего две недели работы в условиях пандемии этот бизнес оказался практически в упадке. «С самого начала падение посещаемости наших ресторанов составило двадцать процентов, через неделю уже тридцать процентов, а в выходные к нам пришли всего половина гостей», — комментирует ситуацию Хенрик Винтер, основатель холдинга «Тигрус» (в него входят рестораны Osteria Mario, Bar BQ Cafe, «Швили» и другие). «Мы заметили, что количество гостей стало резко снижаться две недели назад во всех наших заведениях — где-то больше, где-то меньше, но заметно», — говорит Аркадий Новиков, владелец Novikov Group.
В такой реальности пытаются сейчас выживать все столичные заведения. «Для московских ресторанов ситуация становится все более критической с каждым днем. Если еще в первой половине марта в ресторанах Ginza Project за счет широкого предложения мы не наблюдали значительного снижения ключевых показателей, то за последние два-три дня выручка наших заведений резко сократилась — где-то на тридцать процентов, а где-то больше чем на девяносто», — говорит Максим Ползиков, партнер и генеральный директор Ginza Project.
Первыми пострадали рестораны, ориентированные на туристический поток (по данным экспертов, посещаемость в таких местах упала в два — два с половиной раза), а также заведения, расположенные в торговых центрах (ТЦ), куда люди теперь стараются ходить как можно меньше: «Нам повезло, что у нас не так много заведений в Москве находятся в ТЦ, где мы отмечаем падение посещаемости на 25 процентов. Наши точки “в стрите” показали падение меньше 10–15 процентов», — говорит Евгения Головкова, управляющий партнер сети кондитерских Kuzina. Падение будет выше, если торговые центры временно закроют вместе с магазинами, кинотеатрами и ресторанами, — эта мера уже обсуждается столичным правительством. Если учесть, что в них расположены чуть больше половины всех заведений Москвы (по данным Knight Frank, доля общепита в стрит-ритейле столицы достигает 42%, остальные 58% заведений находятся в торговых центрах), то закрытие этих точек станет вторым сильным ударом для ресторанного бизнеса. Падение спроса уже дошло и до ресторанов и кафе в бизнес-центрах, поскольку начиная с прошлой недели большая часть офисных сотрудников переведены на удаленную работу.