До начала нынешнего кризиса российский авторынок уже готовился к сложным временам: в январе комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) прогнозировал дальнейшее снижение продаж минимум на два процента в год. Однако падение курса рубля может привести к более значимому падению — на 10–15%, до 1,65 млн машин, то есть к показателям кризисного периода 2015-го.
Напомним, что в последние годы продажи новых автомобилей и так вели себя нервно: после обвала рубля в 2014-м и последующего сжатия спроса почти в два раза в 2017 году авторынок вроде бы вновь пошел на разгон: в 2017 и 2018 годах продажи выросли соответственно на 12 и 13%. Однако в 2019-м рынок вновь поехал вниз — на 2,3%, было продано около 1,76 млн автомобилей (см. график 1). По самым пессимистическим прогнозам аналитиков агентства «Автостат», если нефть подешевеет до 30 долларов за баррель, российский авторынок может рухнуть более чем на 30%, до 1,08 млн машин, то есть до самых низких показателей продаж автомобилей в России, зафиксированных в начале 1990-х.
Цены ползут вверх
Опыт предыдущих кризисов справедливо научил покупателей, что вместе с ослаблением рубля неизменно будут расти и цены на машины. Так что ведущие российские автодилеры уже заявляют о «повышенном трафике покупателей» в автосалоны в эти дни. Некоторые производители уже начали переписывать ценники: по оценкам «Автостата», из 52 брендов, присутствующих на российском рынке, цены за первые две недели марта подняли как минимум семь марок.
Например, на 20–50 тыс. рублей выросли цены на весь модельный ряд японской Suzuki, на 17–90 тыс. рублей увеличилась стоимость некоторых машин Volkswagen, подорожали почти все модели Lexus, скакнули цены на 20 из 33 моделей BMW, увеличила стоимость некоторых своих машин Toyota.
Хотя в массовом порядке поднимать цены продавцы, скорее всего, будут не сразу, а в ближайшие месяц-два. За это время импортеры и дилеры спокойно распродадут стоки — накопленные на складах машины, а уже ближе к маю на рынок будут поступать новые партии, уже с новыми ценниками. И тогда для автопроизводителей в России начнется очередная черная полоса. «Нынешнее положение на авторынке можно сравнить с осенью 2014 года, когда всплеск спроса сменился затяжным кризисом, — приводит аналогию Денис Петрунин, генеральный директор ГК “Автоспеццентр”. — Тогда ажиотажный спрос на автомобили на фоне приближающегося роста цен продержался полгода, к февралю 2015-го спрос был удовлетворен. Вслед за этим в 2015–2016 годах рынок начал сжиматься и только в 2017-м смог вернуться к приросту».