«Их принципы, их кодекс — всего лишь слова, забываемые при первой опасности» — удивительно, как фраза Джокера из фильма «Темный рыцарь» подходит для описания нынешней ситуации в Европе. Декларированное единство стран — членов Евросоюза на поверку оказалось фикцией. Пока президент Франции Эммануэль Макрон объявлял священную войну «невидимому врагу», предвкушая закат движения «желтых жилетов», а британцы впервые за долгое время искренне радовались своевременному брекзиту, тысячи итальянцев умирали от коронавируса, лишенные поддержки европейских братьев. Брюссель трусливо бросил Италию в трудный час, а вскоре и сам закрылся на карантин.
Страх перед коронавирусом и всеобщая паника заставили забыть про Шенгенский кодекс — основу европейского сотрудничества. Один за другим сторонники евроинтеграции захлопнули свои границы под оглушительное молчание наднациональных институтов ЕС. Даже канцлер ФРГ Ангела Меркель, назвавшая такие меры «неадекватным ответом на вызовы в связи с коронавирусом», спустя четыре дня перекрыла границы с пятью соседними государствами. Национальные интересы оказались важнее общеевропейских принципов.
Цена их солидарности
«Не буду сейчас делать политических выводов, но мы поняли, что не существует международной или европейской солидарности, все это были сказки на бумаге, — заявил сербский президент Александр Вучич в ответ на запрет главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен экспортировать из Евросоюза медикаменты и медоборудование. — Когда им (членам ЕС. — “Эксперт”) нужны были сербские деньги, они требовали менять условия тендеров, чтобы европейские фирмы получали контракты. Когда настали тяжелые времена, сербские деньги оказались не нужны».
Потеряв веру в европейских «товарищей», глава Сербии обратился за помощью к лидеру КНР Си Цзиньпину, отправив письмо генеральному секретарю Коммунистической партии Китая «не только как к дорогому другу, но и как к брату». Его примеру последовали и другие члены европейской семьи, не нашедшие поддержки в лице братьев по союзу. И дело тут вовсе не в малодушии европейцев. Просто системы здравоохранения стран — членов ЕС оказались не готовы к пандемии.
Одной из первых слабость и бессилие в санитарной войне продемонстрировала Италия. Эпидемия COVID-19 началась здесь раньше, чем в остальной Европе, и разворачивалась стремительно. В середине февраля в стране было зафиксировано не более десяти подтвержденных случаев коронавирусной инфекции. Сегодня счет заразившихся идет на десятки тысяч. Итальянские больницы и медперсонал просто не выдерживают такого наплыва пациентов.