Дополнительные антироссийские санкции США против проекта «Северный поток — 2» (СП-2) носят чисто прагматический характер: «убрать конкурента» для американского СПГ в Европе. На рынке северо-запада Европы, где сосредоточены основные объемы потребления газа и основные приемные терминалы СПГ, у российского сетевого газа более низкая цена отсечения, чем у СПГ США. Убирая с рынка конкурента, американцы тем самым подняли бы цены, обеспечив рентабельность своих поставок (пока их рентабельность по полным затратам отрицательна). То, что это ухудшало бы благосостояние граждан ЕС, в расчет не принимается (America First!).
Плюс к тому, используя внутренние противоречия в ЕС между «старо-» и «младоевропейцами», перетянув на свою сторону симпатии многих младоевропейцев на востоке ЕС, США способствовали принятию в Европе ряда выгодных им законодательных решений и регуляторных инициатив. К последним прежде всего следует отнести майскую 2019 года поправку в Третью газовую директиву ЕС, которая применима только и именно к СП-2.
Временно отложен проект Еврокомиссии Quo Vadis по изменению системы регулирования рынка газа ЕС. Он способен значительно ослабить позиции российского трубопроводного газа в Европе и стимулировать создание сетевой инфраструктуры для доставки СПГ с регазификационных терминалов на Балтике и Средиземном море в глубь ЕС.
Как можно противодействовать такой стратегии? На мой взгляд, создавая и укрепляя общие долгосрочные коммерческие интересы России и Евросоюза в газовой сфере, чтобы долгосрочная коммерческая выгода взаимодействия с РФ перевешивала связанные с дополнительными издержками политические обязательства ЕС в рамках североатлантического партнерства.