В конце прошлого года генеральный директор сети «Читай-город — Буквоед» Михаил Иванцов на встрече с журналистами излучал оптимизм. Вычисленная им — выпускником мехмата МГУ — формула книжного ритейла в очередной раз сработала: объем продаж увеличился на 15% и достиг 26 млрд рублей. За год сеть выросла еще на 60 магазинов. Их стало свыше 600, что еще больше укрепило позиции сети как одной из крупнейших в Европе. К тому времени уже были подписаны соглашения на открытие новых проектов. Поэтому когда в октябре прошлого года Олег Новиков продал за шесть миллиардов рублей корпорацию «Российский учебник», его решение направить вырученные деньги на усиление своих позиций в сети «Читай-город — Буквоед» с 30 до 86% выглядело естественным. Тем более что это основной канал продаж для книг возглавляемого Новиковым холдинга «Эксмо-АСТ» (совокупный тираж выпускаемых книг —свыше 114 млн экземпляров). Он же является в нем мажоритарным акционером. Антимонопольную службу это обстоятельство не смутило.
Но в конце апреля, когда участники сделки объявили о ее завершении, сеть «Читай-город — Буквоед» не выглядела такой привлекательной и эффективной. По словам Михаила Иванцова, уже через две недели карантина она исчерпала весь запас прочности и «с каждым днем ситуация обостряется». Да и сам Олег Новиков был вынужден признать, что «книжная розница вошла в список наиболее пострадавших отраслей», а решение о приобретении контрольного пакета акций объяснил «необходимостью оказания поддержки крупнейшему каналу офлайн-розницы, стабильность которого будет влиять на устойчивость книжного рынка в целом».
Опыт нескольких месяцев работы книжной индустрии в условиях закрытых книжных магазинов показал, что у издательств на них приходится до 70% выручки. Интернет-продажи не смогли обеспечить полный цикл взаимодействия потребителя и книги, в котором, по словам Олега Новикова, «покупка является лишь одним из этапов в цепочке взаимодействия читателя с книжным контентом».
Спасти «Читай-город»
В середине апреля в правительство поступило открытое письмо с призывом приравнять книги к товарам первой необходимости, что позволило бы книжным магазинам сразу открыться и сократить убытки, которые начали исчисляться миллиардами рублей. Письмо подписали 500 человек — в их число вошел даже чуждающийся каких-бы то ни было общественных акций Виктор Пелевин и таким образом неожиданно для себя встал в один ряд с Захаром Прилепиным, ко всякого рода общественным акциям, наоборот, тяготеющим. Еще раньше Олег Новиков объединил усилия по лоббированию интересов книжной индустрии с Сергеем Степашиным. Как лидеры Российского книжного союза и Союза предприятий печатной индустрии они написали совместное письмо премьер-министру РФ Михаилу Мишустину, в котором оценили ожидаемые потери издателей книг в текущем году в 20–25% выручки, то есть в 12–15 млрд рублей, и призвали освободить предприятия печатной индустрии от всех налогов, страховых взносов и экологических сборов.